Размер шрифта
-
+

Магия конфликтов. Психические техники доминирования - стр. 7

Прежде, чем двигаться дальше, я должен обратить ваше внимание на одну важнейшую характеристику всех моделей вообще. С точки зрения паралогии (и в этом с нею солидарны некоторые новейшие направления психологии), психологические модели могут быть содержательными и процессуальными. Содержательная модель – это конкретное описание устройства чего-либо (кого-либо), так сказать, описание механическое.

Возьмем к примеру бессмертного Данте, который создал именно содержательную модель ада и чистилища, а также объяснил механизм образования этой древнейшей системы наказаний. По его представлениям, когда Бог одолел восставшего Люцифера, то с огромной силой низверг гордеца со всей его свитой на Землю, и тело дьявола проделало в ней конусообразную воронку. Это и есть ад, в который увлекает грешников тяжесть их грехов. В основании перевернутого конуса круги шире и вместительнее, нежели на более низких уровнях. И это весьма важно, поскольку не так много людей можно назвать законченными злодеями, в то время как более мелких грешников предостаточно. Чем тяжелее груз грехов, тем глубже в адскую воронку погружается грешник. В вершине же перевернутого конуса находится сам Люцифер, который держит в своей пасти троих величайших грешников, которым нет и не будет прощения. Это – Иуда, Брут и Кассий.

Ну, а с другой стороны Земли образовалась гора (где-то убыло, а где-то прибыло), которая и является чистилищем. По мере того, как мелкие грешники, собранные там, – вернее, их души, – освобождаются от своих земных грехов, они могут подняться все выше и выше. Пока, наконец, полностью очищенные, не взойдут на небо.

Это – типичная содержательная модель. Вы спросите: а в чем ее принципиальный изъян? Отвечу: да, в том, что она целиком механистична, и нам, чтобы ее подтвердить, следовало бы, как минимум, отыскать на земном шарике воронку и гору, на которые указал Данте.

Обратите внимание, сам Иисус никогда не предлагал своим ученикам содержательных моделей – только процессуальные, а еще чаще Он «говорил притчами», то есть, на языке гипнологов, выстраивал метафоры, которые должны были подействовать на его окружение в заданном направлении. Это позже, при отцах Церкви, а затем и при схоластах, внутри христианской учения стали создаваться содержательные модели.

В чем же их принципиальный изъян? Да, в том, что любая такая модель – это, по сути, догма, которая лишь затрудняет психическую перестройку человека. А для нашего совершенствования и приобретения новых возможностей перестройка психики крайне необходима. Как, впрочем, и для адекватного восприятия всего, с чем мы в жизни сталкиваемся.

Страница 7