Магический Марксизм. Субверсивная Политика и воображение
1
Пер. А. Шестакова – Примеч. изд.
2
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. М.: Издательство политической литературы, 1955. С. 429 — Примеч. изд.
3
Понятия «субверсивный», «субверсия», «субверсивность» в данной книге надо понимать не столько как отсылающие к «подрыву» и «диверсии» в прямом, словарном смысле слова, сколько как указание на широкий набор культурных практик, оспаривающих очевидность, ищущих новых путей, размывающих культурную и политическую гегемонию. – Здесь и далее знаком * отмечены примечания переводчика.
4
Hutnyk J. Bad Marxism. Capitalism and Cultural Studies. London: Pluto Press, 2004. Когда я в первый раз предложил свою книгу издательству Pluto Press, Хатник в рецензии написал, что книга «затрагивает утопический край разума и политики, которые мы не должны забывать, и может также принести утешение товарищам».
5
Выражение «среди прочего» я заимствовал из эссе Джона Бёрджера (см.: Berger J. Ten Dispatches About Place // Le Monde diplomatique. August 2005). «Кто-то спрашивает меня: „Ты всё еще марксист?“», – пишет Бёрджер. – Когда смотришь на четырех осликов, пасущихся на лугу ясным летним днем, когда видишь, как они то валяются на траве, то застывают без движения, время замедляется. Они оглядываются на английского писателя, прижимаясь к яблоне, оценивают его, и уходят прочь, понурив головы и навострив уши. «Я наблюдаю за ними во все глаза. В нашем обмене, полуденном обществе, которое мы дарим друг другу, есть основа того, что я могу определить только как благодарность. Четыре ослика на лугу, июнь месяц, 2005 год. Да, среди прочего я марксист». Зарисовка Бёрджера помогла убедить другого любителя осликов в том, что молчаливая мудрость может иметь отношение к марксизму (см.: Merrifield A. The Wisdom of Donkey. New York: Walker Books, 2008).
6
Debord G. Panegyric Volume One. London: Verso, 1991. P. 48.
7
Клаузевиц К., фон. О войне. М.: Эксмо, 2007. С. 316.
8
Эта великолепная и умная кинопьеса 1981 года представляет собой диалог между романтиком-мечтателем и реалистом-скептиком за ужином в нью-йоркском ресторане. Сценарий, написанный Уоллесом Шоуном и Андре Грегори, доступен в форме книги и потому может быть внимательно прочитан. «Видишь ли, – пускается в объяснения Грегори, – я не перестаю думать о том, что нам нужен новый язык, язык сердца, язык, где язык не нужен, – это будет новый вид поэзии, поэзии танцующей пчелы, сообщающей нам о том, где находится мед. И я думаю, что для создания этого нового языка мы должны научиться проникать в зазеркалье, научиться воспринимать мир по-новому, чтобы почувствовать единение со всеми вещами и внезапно всё постичь» (Shawn W., Gregory A. My Dinner with André. New York: Grove Press, 1981. P. 95).
9
Новых земель (лат.)
10
Субкоманданте Маркос. Четвертая мировая война / Пер. О. Ясинского. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. С. 289.
11
Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества / Пер. В. Столбова, Н. Бутыриной. М.: АСТ: CORPUS, 2014. С. 215далее указания на страницы этого издания романа Г. Гарсиа Маркеса приводятся в основном тексте в круглых скобках. В квадратных скобках даны уточнения переводчика либо, в случае цитирования, автора (авторские – отмечены инициалами «Э. М.»).
12
Ги Дебор тоже был большим поклонником «Моего ужина с Андре». О своем восхищении фильмом Луи Маля он признался французскому писателю Моргану Спорте в конце 1980-х годов. В своей книге «Жизнь и смерть Ги Дебора» (см.: Bourseiller C. Vie et Mort de Guy Debord. Paris: Plon, 1999) Кристоф Бурсейе рассказывает о многочисленных встречах Дебора со Спорте в барах, которые всегда выбирал сам Дебор (p. 525). Признание в любви к фильму занимает всего пару строк и никак не комментируется Бурсейе.
13
Shawn W., Gregory А. My Dinner with André. P. 91–92.
14
Ibid. P. 93–94.
15
Ibid. Р. 94–95.
16
Пер. Я. Лесюк.
17
Cassidy J. The Return of Karl Marx // The New Yorker. October 1997. P. 248.
18
Имеется в виду первый сингл Sex Pistols «Anarchy in the U. K.» (1976).
19
«Милитант» от англ. militant – боец – активная в 1960–1980-х годах троцкистская фракция британской Лейбористской партии, которая установила контроль над местными советами Ливерпуля после громкой победы на выборах в мае 1983 года. Депутаты от «Милитант» царствовали в городе практически безраздельно вплоть до 1987 года, установив свой собственный вариант бескомпромиссного и конфронтационного социализма. Они часто конфликтовали с правительством тори, возглавляемым Маргарет Тэтчер, по вопросам бюджета и снижения местных налогов, но также были не в ладах с профсоюзами и [правыми лейбористами в годы партийного лидерства1983–1992 Нила Киннока. Для дополнительной информации см.: Taaffe P., Mulhearn T. Liverpool: A City that Dared to Fight. London: Fortress Book, 1988; Parkinson M. Liverpool on the Brink. Hermitage: Policy Journal, 1985.
20
Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. А. Юдина. М.: АСТ, 2002.
21
Новости ниоткуда (англ.). Этот магазин по-прежнему процветает на Болд-стрит как женский кооператив. В прежние годы он был расположен в обшарпанной маргинальной зоне, возле входа в туннель Мерсей, по соседству с фашистским магазином Soldier of Fortune «Солдат удачи» (англ.), чьи посетители периодически бросали кирпичи в окна книжной лавки. Время от времени завсегдатаи книжного им отвечали тем же. Да, хорошее было время!
22
После почти сорокалетнего преподавания «Капитала» Харви наконец записал свои лекции и издал их в виде книги, представляющей собой пошаговое пособие как для новичков, так и для людей, знакомых с предметом, а также необходимый ресурс для тех, кто хочет понять природу неисчислимых мировых кризисов и нестабильности. См.: Harvey D. Introduction to Marx’s Capital. London: Verso, 2009.
23
Я описал свой опыт в статье: Merrifield A. [email protected] // Monthly Review. November 2000. P. 21–35; см. также: Byles J. Dialectical U // The Village Voice. January 23, 2001. Мое поколение действительно потерпело поражение, ретроспективно это становится очевидным. Подобно тому, как поколению шестидесятых оказалось не по силам предугадать (не говоря уже о том, чтобы его предотвратить) приближение экономического кризиса, грянувшего в начале следующего десятилетия, нам не удалось предупредить ответный ход «новых правых» в 1980-е годы – и мы были бессильны помешать долгому маршу неолибералов на всем протяжении девяностых.
24
Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М.: Издательство политической литературы, 1960. С. 373.
25
См.: Harvey D. The New Imperialism. Oxford: Oxford University Press, 2003; особенно глава 4. Тексты Джона Бёрджера тонки и многослойны, и он умеет называть вещи своими именами. Он не для проформы заклеймил нашу современную систему как «экономический фашизм». «Сегодня, в эпоху глобализации, – пишет он, – миром управляет финансовый неиндустриальный капитал, радикально изменилось отношение к преступности и тюремному заключению. Разумеется, тюрьмы существовали всегда, их число постоянно увеличивалось. Однако с некоторых пор тюремные стены решают иные задачи. Изменилось ощущение, связанное с тюремным заключением». (Berger J. Dans l’entre-temps: réflexion sur le fascisme économique. Montpellier: Indigène editions, 2009. P. 10.)
26
Harvey D. The New Imperialism. Р. 148.
27
Ibid.
28
Дебор Г. Комментарии к «Обществу спектакля» / Пер. А. Уриновского // Дебор Г. Общество спектакля. М.: Опустошитель, 2014. С. 153.
29
Там же. С. 158–159.
30
Невидимый комитет. Грядущее восстание // www.libros.am/book/read/id/327136/slug/gryadushhee-vosstanie «L’insurrection qui vient» – французский политический памфлет, опубликованный в 2007 году от имени Невидимого комитета. Во второй главе я вернусь к его «неокоммунистическому манифесту».
31
Galeano E. The Book of Embraces. New York: W. W. Norton & Co, 1991. P. 223.
32
Ibid.
33
Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. С. 122.
34
Там же. С. 123 (курсив мой. – Э. М.).
35
Гарсиа Маркес часто говорил, что литература для него – это поэтизация действительности. Возможно ли взглянуть в том же свете на политику? В первом томе воспоминаний Гарсиа Маркес задается схожим вопросом: почему в таком мыслителе, как Ф. Энгельс, принято видеть скучного политического экономиста, а не вдохновенного лирического поэта? При этом писатель ссылается на работу Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», называя ее «эпической поэмой прекрасных приключений человечества» (Гарсиа Маркес Г. Жить, чтобы рассказать о жизни / Пер. С. Маркова, Е. Марковой, В. Федотовой, А. Малоземовой. М.: Астрель, 2012).