Люди Сербской Церкви. Истории. Судьбы. Традиции - стр. 16
– И сколько лет вам было? Какое первое послушание назначили?
– Мне было одиннадцать лет, я получил послушание пасти монастырский скот, свиней, это было самое первое послушание для новичков, своего рода пропуск, удостоверение – если выдержит, то и другие искушения и трудности вытерпит. А свиньи такие неугомонные, да с поросятами. И достались они мне. Куда деваться? Привык, потом уже было не трудно, бегал, успевал.
Но случилась неприятность, свиньи заболели, а тот человек, который за мной наблюдал, старик Вучко, сказал настоятелю: «Отче, похоже, малец бьет свиней, одна хромает сильно, не может на ногу ступить». Настоятель меня спрашивает:
– Малыш, ты зачем бьешь свиней? Одна вот хромает…
– Я не бью свиней, ношу хлыст, но не бью, – отвечаю. А он не верит.
– Не станет свинья просто так хромать, ты ее ударил.
– Отче настоятель, нет, не бил!
А он опять:
– Смотри! Выгоню из монастыря!
Думаю: что же мне теперь делать? Не прошло и двух дней, захромала еще одна свинья, опять обвинения на мою голову. Как быть? Искушение, в чем же я виноват? Ни в чем. Настоятель сердился, даже за ухо таскал.
– Смотри, попадет тебе! Не нужен ты нам такой, если ты, разбойник, бьешь скотину!
Я ему:
– Батюшка, поверьте, не бью, я не знаю, что с ними!
Да без толку, поверил он деду Вучко. Однако через несколько дней уже все свиньи хромали. Тогда они сообразили, в чем дело, и дед Вучко просил прощения у меня:
– Сынок, прости, зря я тебя обвинил перед настоятелем, похоже, заболели свиньи.
Я ему:
– Дядя Вучко, я забочусь о них, ухаживаю, что такое с ними, не знаю.
Он пошел к настоятелю, все объяснил, позвали врача, оказалось, что животные заболели ящуром и могли погибнуть, но успели их вылечить, спасли. Так меня оправдали, я был очень рад: выяснилось, что я не виноват.
Но на все есть свои причины, потом бывало такое не раз, когда я собирался принять монашество, были похожие искушения от коммунистов.
– Что происходило тогда?
– Ну, всегда что-нибудь происходит, я это принимал как испытание, проверку терпения, могу ли я смиряться, есть ли во мне необходимое монашеское устроение. Сейчас приходят в монастырь с дипломами и сразу хотят повелевать, не хотят слушаться, изменилась молодежь. Если он окончил гимназию, семинарию или факультет, он не хочет так жить: дай ему пасти свиней – он сразу уйдет. Сразу хотят занять место повыше – другие времена пришли. А раньше все было иначе.
Владыка мне сказал однажды: «Может быть, тебе трудно, надо было еще побыть дома, попозже прийти?» Я ответил: «Нет, преосвященный, я молодой, могу работать, успевать, бегать». А он: «Да я тебя не гоню, просто боюсь, что не выдержишь».