Люди и звери: мифы и реальность
1
Некоторые биологи возражают против этого термина и употребляют слово «традиции» (или «культурные традиции»).
2
О культуре животных можно прочитать в замечательной книге Франса де Вааля «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?» (М.: Альпина нон-фикшн, 2017). О культурных традициях волков – в моей книге «Жизнь среди волков», посвященной выдающемуся этологу Ясону Бадридзе и его работе с хищными млекопитающими (М.: Права человека, 2016).
3
В биологии – процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования.
4
Существует и противоположная точка зрения: «медвежий культ» может быть искусственно придуман. Сомнения вызывает множество несообразностей и противоречий в публикациях Э. Бэхлера, первым при раскопках обратившего внимание на упорядоченность костей в пещерах, и его единомышленников; самые важные факты в пользу существования у неандертальцев «медвежьего культа» не могут быть проверены. http://antropogenez.ru/article/72/. – Прим. ред.
5
http://www.lascaux.culture.fr/?lng=en#/fr/00.xml – здесь можно прогуляться по пещере Ласко, конечно виртуальной.
6
Это степной бизон, Bison priscus. В плейстоцене он был широко распространен в Европе и Сибири, откуда перекочевал в Северную Америку через существовавший тогда перешеек. В конце последнего ледникового периода вымер в Евразии, оставив, однако, несколько отколовшихся от него близких видов, единственным из которых сегодня остался зубр. Первобытные художники из пещеры Альтамира были столь точны и искусны, что по их рисункам можно с уверенностью утверждать о существовании в то время двух видов бизонов.
7
Просьба не путать анимизм или аниматизм (религию) с анимализмом (направлением в изобразительном искусстве, основной объект которого – животные).
8
Аниматизм (от лат. animatus – одушевленный) – вера в существование сверхъестественной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей.
9
Вещества, употреблявшиеся шаманами, на самом деле не являются обычными наркотиками, механизм их действия отличается от действия опиатов. Это галлюциногены, или психоделики. В 60-е гг. прошлого века многие ученые, среди них такие известные, как Олдос Хаксли, Джон Лилли, Станислав Гроф, проводили эксперименты с психоделиками с целью «расширения сознания». Была разработана также методика психоделической терапии. Привыкания к психоделикам нет, однако вскоре был обнаружен другой отрицательный эффект их употребления – расшатывание психики, особенно неустойчивой, что может привести к возникновению психоза. Использование психоделиков в любых целях было запрещено. Тем не менее в США есть племена индейцев, которые до сих пор употребляют пейот во время религиозных церемоний в соответствии с законом о свободе вероисповедания. Подобные ритуалы сохранились и у некоторых традиционных народов в странах Латинской Америки.
10
О симпозиуме и Ф.В. Бассине можно узнать из моей статьи «Звездный час Филиппа Вениаминовича Бассина» в журнале «Природа» (1999. № 10. С. 98–104) или на моем сайте: http://www.olgaarnold.ru/zvezdnyi-chas-filippa-veniaminovicha-bassina-o-filippe-veniaminoviche-bassine-i-tbilisskom-simpozi-0.
11
«Иная логика» – это не мой термин, а известного французского психоаналитика Сержа Леклера: Леклер С. Бессознательное: иная логика // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. III. – Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 260–271.
12
Ротенберг В. Сновидения, гипноз и деятельность мозга / Под редакцией и с предисловием О. Арнольд. – М.: Центр гуманитарной литературы РОН, 2001.
13
Valabrega J. P. Inconscient et myphe. Permanence et metamorphose // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1. – Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 499–508.
14
Классик советской психологии А.Р. Лурия в 30-е гг. прошлого века провел большое исследование в Средней Азии и выяснил, что у неграмотного населения в отдаленных кишлаках практически отсутствовало абстрактно-логическое мышление, существовало только конкретно-образное. Об этом можно прочитать в его книге «Культурные различия и интеллектуальная деятельность»: http://flogiston.ru/library/luria_cult.
15
Арнольд О., Скибина С. Ролевой тренинг как специфическая методика в комплексной психотерапии кризисных состояний (методические рекомендации). – М.: Минздрав СССР, 1989.
16
Арнольд О. Аутогенная тренировка в комплексной психотерапии лиц, находящихся в кризисных состояниях. Методические рекомендации. – М.: Минздрав СССР, Московский НИИ психиатрии, 1984.
17
Об этом можно прочитать в книге Э. Сетон-Томпсона «Маленькие дикари». Хотя она написана для детей, но может быть интересна и взрослым.
18
Цит. по: Семенова М. Поединок со змеем. – М.: АСТ, Азбука, 1999.
19
Я благодарна за устное сообщение Валентине Рябовой, уроженке мордовской деревни Ананьево.
20
Я много лет проработала психотерапевтом в кризисном стационаре.
21
Цит. по: Фосетт П. Неоконченное путешествие. – М.: Терра, 2002. Полковник Фосетт организовал и совершил восемь экспедиций вглубь континента. Из последней (1925 г.) он вместе со старшим сыном Джеком и еще одним спутником так и не вернулся. Что с ними стало, неизвестно, несмотря на предпринятые поиски. Их след затерялся в дебрях Мату-Гросу, очевидно, в одном из открытых им затерянных миров…
22
Цит. по: Эйвельманс Б. Следы невиданных зверей. – М.: Вокруг света, 1994.