Любовь в русской литературе. От Гоголя до Шолохова - стр. 12
Описания нравов и обычаев малороссиян, «платьев, свадеб, колядок, преданий о русалках, о духах и домовых».
Гоголь тогда работал над «Вечерами на хуторе близ Диканьки».
Гоголь тогда работал домашним учителем у князя Васильчикова. Когда в доме засыпали, Гоголь уходил в отведенную ему комнату и работал над «Вечерами».
«Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина», – писал Гоголь.
«…Только после восьмой переписки, непременно собственной рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. Дальнейшие поправки, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься…»
На расспросы Ивановых лакей рассказал, что Достоевский замышляет кого-то убить – всю ночь ходит по комнате и говорит об этом вслух.
Федор Михайлович тогда писал «Преступление и наказание».
Толстой сказал: «…он меня заинтересовал, для него представилась роль в дальнейшем ходе романа, и я его помиловал, только сильно ранив его вместо смерти».
«Записки из Мертвого дома» Достоевского и «Остров Сахалин» Чехова.
Граф Лев Николаевич Толстой.
Конец – делу венец
«Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?»
«…А он отвернулся от окна, – продолжала Мария Петровна, – показал на письменный стол и, сквозь слезы, сказал: «Я закончил».
Шолохов закончил роман «Тихий Дон» в январе 1940 года.
«И лично я, своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе, черновик комедии и начало второго романа “Театр”», – писал Булгаков.
Ars…Vita…
«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».
Увлечение охотой.
Николаю Алексеевичу Некрасову.
«Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать!» – сказал Достоевский.
Гимназиста звали Дима Мережковский.
Толстой сказал Степе: «Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни».
«Историк-ученый только объясняет историю, указывает причинную связь явлений; а историк-художник пишет, как очевидец…»; «Историк передаст, что было; драматический поэт показывает, как было, он переносит зрителя на само место действия и делает его участником события».