Любить значит догадываться - стр. 33
Как, почему? Потому ли, что кто-то этого добивается своей верой, переходящей в действие, в сотворение событий?.. Не знаем.
Жизнь показывает, что есть территория веры – бытийное пространство, где она работает, – есть, и для нас, для житейских и душевных наших надобностей – немалое. Но вне этого пространства лежат беспредельные дали, где вера не работает (или работает, но не наша вера?..) – целая Вселенная, Космос, в котором царствуют непреложные, суровые и точные законы Природы, и только они.
Все было бы до скуки понятно, если бы мы могли нарисовать некую карту и обозначить на ней: вот, это территория веры, и вот ее границы, вот рубежи, блок-посты, за которыми обоснованная, здравая вера переходит в необоснованную, нездравую – вот, здесь кончается вера и начинается самообман.
Но невозможно эти рубежи уверенно обозначить. Не знаем мы с достоверностью, где она проходит, эта пограничная полоса. Знаем только, что она есть – и что может в каких-то неясных пределах смещаться, передвигаться. Наблюдаем ежеминутно, что одним действенная вера дается легко и в большой степени, а другим в малой и трудно, а то и совсем никак или отрицательно: в плохое верить получается, а в хорошее…
Уже несколько десятилетий я работаю психотерапевтом. Работа эта имеет, по меньшей мере, два уровня.
Уровень первый: веролечение – в двух значениях: лечение верой и лечение самой веры, почему-либо подорванной (чаще всего подорванной оказывается вера в себя) или неверной, не соответствующей действительности. Ох и тяжко вот это последнее! – в тысячу раз легче уверить в чем-то, чем разуверить.
Гипноз, внушение, самовнушение для психотерапевта такие же инструменты, как молоток для сапожника, игла для портного, бормашина для стоматолога, скальпель для хирурга, лейка для садовника.
Уровень второй: веропреподавание. Вера – явление для понимания и навык для овладения и применения. Психотерапевт, он же психолог-практик, псипрактик – преподаватель веры. Не религиозной – простой, обычной, житейской. Грамотной, знающей. Не в Бога, а просто в жизнь – и в жизнь собственную. В Бога у кого как получится.
Конец ознакомительного фрагмента.