Любил ли фантастику Шолом-Алейхем? (сборник)
1
Окуджава Б. Стихотворения. М., 1989. С. 11.
2
Мирер А. Дом скитальцев. М., 1976.
3
Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1979. С. 30.
4
Мирер А. Наперекор судьбе // Советская библиография.-1990.-№ 6.-С. 42.
5
Отдельным изданием повесть вышла в 1990 г. в Краснодаре благодаря городскому КЛФ «Стажеры».
6
Розанов В. Уединенное. М., 1990. С. 331.
7
Впоследствии эти книги были опубликованы издательством «Текст» (и вновь наши с АИ пути пересекались – я работал с ним в «Тексте» в 1990-е гг.): Зеркалов А. Евангелие Михила Булгакова. М., 2003; Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. М., 2004.
8
Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. С. 190.
9
Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Собр. соч. в 12 т. Т. 1. М., 1991. С. 235.
10
Паустовский К.Г. Жизнь Грина//Паустовский К.Г. Собр. соч. в 9 т. Т. 7. М., 1983. С. 456.
11
…to open the gates of the universe, to show …the roots of time//Silverberg R. Sounding Brass, Tinkling Cymbal– The Hell Cartographers. Histories of Science Fiction Writers. L., 1976. P. 45.
12
Поиск-83. Свердловск, 1983. С. 330.
13
Имеется в виду музей фантастики, основанный ВИ, бывшим его бессменным хранителем.
14
Бугров В. поисках завтрашнего дня. Свердловск, 1981.
15
Бугров В. 1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой. Свердловск, 1988.
16
У меня нет под рукой собрания сочинений Жюля Верна, поэтому цитирую по кн.: Брандис Е. Впередсмотрящий. Повесть о великом мечтателе. М., 1976. С. 80.
17
Там же. С. 81.
18
Шаламов Т. Воскрешение лиственницы. М., 1989. С. 488.
19
Снегов С. Химеры ада и рая//Снегов С. Диктатор, или Черт не нашего Бога. Т. 1. Рига, 1996. С. 18.
20
Снегов С. Люди как боги. Калининград, 1986. С. 3.
21
Там же. С. 404.
22
Снегов С. Норильские рассказы. М., 1991. С. 3.
23
Там же. С. 3.
24
Снегов С. Язык, который ненавидит. М., 1992. С. 192.
25
Там же. С. 192.
26
Снегов С. Диктатор, или Черт не нашего Бога. В 2 т. Т. 1. Рига, 1996. С. 70.
27
Клугер Д. Молчаливый гость. Симферополь, 1991. С. 106.
28
Не случайно, что в «Энциклопедии фэнтези» этой проблеме посвящена отдельная статья: The Encyclopedia of Fantasy. Ed. by J.Clute and J.Grant. L., 1997. P. 520–521.
29
Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия в 2 т. Т. 1. М., 1992. С. 2.
30
Там же. С. 468.
31
Клугер Д. Возможна ли еврейская фэнтези?//Вести (Иерусалим).-1998.-2 апреля.-С.38.
32
Там же. С. 38.
33
Противостояние в советской фантастике 1970-1980-х гг. писателей, группировавшихся вокруг братьев Стругацких, и т. н. «молодогвардейцев» (авторов, печатавшихся в издательстве «Молодая гвардия»), объясняется, в том числе, и тем, что «Молодая гвардия» в тот период особенно рьяно – по сравнении с другими издательствами, например, такими, как «Знание» или «Детская литература», проводило в жизнь политику государственного антисемитизма, столь характерную для СССР.
34
Велика заслуга Лукаса в том, что он смог существенно повлиять в лучшую сторону на отношение на Западе к фантастике как к литературе бульварной, низкопробной. И это относится не только к тем странам, где фантастика была развита слабо, но и к таким НФ гигантам, как США. См. об этом подробнее: Spinrad N. Science Fiction in the Real World. Carbondale, 1990; Aldiss B.W. The Detached Retina: Aspects of Science Fiction and Fantasy. Liverpool, 1995.
35
См. Об этом: The Encyclopedia of Science Fiction. Ed. by J.Clute and P.Nicholls. N.Y., 1995. P. 629.
36
Пути ветра. Современная новелла Израиля. М., 1993. С. 6–23.
37
Фурстенберг Р. Ивритская литература Израиля//Ариэль. Журнал израильской культуры.-1993.-№ 17.-С. 4-10.
38
Файнберг А. Между литературой национальной и литературой общечеловеческой. Взгляд на современную ивритскую литературу//Иностранная литература.-1996.-№ 2.-С. 259.
39
Шенар А. От фольклора к детской сказке//Детская литература.-1998.-№ 3.-С. 10–13.
40
Гомель И. Кость в горле. Евреи и еврейство в западной фантастике//Ковчег. Альманах еврейской культуры. Вып. 2. М., 1991. С. 278–313; Гомель И. Человек с желтой звездой //Миры. Израильский журнал современной фантастики.-1996.-№ 1.-С. 63–72.
41
Бар-Селла З. Гуси-лебеди//Миры. Израильский журнал современной фантастики.-1995.-№ 3..-С. 63–72; Бар-Селла З. Моление о чашке//Миры. Израильский журнал современной фантастики.-1996.-№ 1.-С. 67–72. Впоследствии эти работы были собраны в сборник, вышедший в издательстве РГГУ: Каганская М., Бар-Селла З., Гомель И. Вчерашнее завтра. Книга о русской и нерусской фантастике. М., 2004.
42
Амусин М. Братья Стругацкие. Очерк творчества. Иерусалим, 1996.
43
Клугер Д. Возможна ли еврейская фэнтези//Вести (Иерусалим).-1998.-2 апреля. С.38.
44
Одно из самых известных произведений на эту тему – роман Ф.Дика «Человек в высоком замке» (1962). Всего же перу английских, американских, немецких, венгерских фантастов принадлежит около пятидесяти книг, посвященных теме возможной победы Гитлера во Второй мировой войне. Заметим, что английские писатели начали разрабатывать тему вторжения немцев на Британские острова еще в последней трети XIX в. См. об этом: Гопман В. Повесть Дж. Чесни «Битва при Доркинге» на страницах журнала «Блэквудс мэгэзин»//Вестник РГГУ. Сер. Журналистика и литературная критика.-2008.-№ 11.-С. 183–203.
45
Амнуэль П. Люди Кода. Иерусалим, 1996. С. 14. В дальнейшем цитаты из романа приводятся по этому изданию, цифра в скобках после цитат означают номера страниц.
46
Клугер Д. Молчаливый гость. С. 70.
47
Клугер Д. Тщательно проведенное расследование//Клугер Д. Западня для сыщика. М., 1998.
48
Готовя эту статью к публикации, я подумал, что, говоря о Клугере – авторе детективов, необходимо хотя бы пару слов сказать и о двух книгах, написанных им в соавторстве с Виталием Бабенко под общим псевдонимом Виталий Данилин: романах «Двадцатая рапсодия Листа» (2006) и «Четвертая жертва сирени» (2007). В качестве героя своих книг авторы выбирают …Владимира Ульянова, показанного в 1888 и 1890 гг. (время действия романов), когда он, исключенный из университета, был сослан под надзор полиции в имение своей матери в Казанской губернии. Эти романы убедительно реалистичны и точны по своей фактуре (описание одежда героев, предметов обстановки, быта) – и одновременно фантастичны по своему замыслу: хотя молодой Ульянов и жил в указанное время в указанных в романах местах (что документально зафиксировано), все же прошлое, реконструируемое авторами, достаточно условно и вполне соответствует принципу фантастики «что было бы, если…». Ульянов выступает в роли сыщика, успешно раскрывающего самые сложные преступления. Но за блеском аналитического ума, наблюдательностью и проницательностью молодого человека скрыто равнодушие, а то и пренебрежение к человеческим судьбам. Ульянов (Ленин) по природе игрок, воспринимающий жизнь как шахматную партию, а людей как фигуры. Каждый раз; приступая к выяснению причин и сущности произошедшей трагедии, он видел в ней лишь игру, привлекавшую его возможностью испытать интеллектуальный азарт…
49
Клугер Д., Рыбалка А. Тысяча лет в долг. М., 2001. В дальнейшем цитаты приводятся по этому изданию, цифры в скобках после цитат означают номера страниц.
50
Толкин Дж. Р. Р. Хранители: Летопись первая из эпопеи «Властелин Колец». М., 1983. С. 201.
51
Губерман И. Антология Сатиры и Юмора России. Том 17. М., 2006. С. 107.
52
Грин А. Бегущая по волнам//Грин А. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М., 1965. С. 7.
53
См. об этом: Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986; Golden Chain: Essay on William Morris and Preraphaelitism. Ed. by C.Silver. N.Y., 1982.
54
Моррис У. Искусство и жизнью Избранные статьи, лекции, речи, письма. М., 1973. С. 388.
55
…a burly, thick-bearded, barrel-chested man; he must stood out among the bored, languid, artistically-inclined undergraduates, like a Zulu war chief in full regalia at the Vicar’s garden-party. They were fascinated by this Welsh Wildman who dominated every conversation with his bellowing voice and vehement gestures//Carter L. Imaginary Worlds. The Art of Fantasy. N.Y., 1973. P. 22.