Лучше ничего не делать, чем делать ничего - стр. 10
Жизнь в городе, недостаток воспитания, тяга к роскоши и праздному образу жизни – всё это делает людей безумцами. Они действуют безумно и говорят безумное. Так и ходишь между сумасшедшими, стараясь не раздражать их и вылечить, если можно.
Есть иллюзия, что много людей – много ума, много духовной высоты. А этого нет. Миллиарды людей – всё один и тот же средний человек.
Каждый человек лжёт раз по двадцать на дню. Именно поэтому люди более обращают внимание на сами речи, а не на факты.
Как же часто и долго два встретивших друг друга человека ломаются[8] друг перед другом. От того и противны один другому.
Часто поражали меня уверенные, красивые, внушительные интонации людей, говоривших глупости. Теперь я знаю, что чем внушительнее, импозантнее и звуки, и зрелища, тем пусты они и ничтожнее.
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Одно из самых сильных средств гипнотизации – внешнего воздействия на душевное состояние человека – наряд. Это хорошо знают люди. Отсюда и монашеская одежда в монастырях, и мундир в войске.
Он один из тех людей, радость жизни которых состоит в том, чтобы делать другим неприятности. Ему, я уверен, слаще обед, если он отнимет его у другого.
Из книги секретаря писателя Николая Николаевича Гусева «Два года со Львом Толстым»:
«Разговор перешёл на статью И. Ф. Наживина [9].
– Мне из написанного особенно понравилось, – сказал Лев Николаевич, – вероятно, это шутка, что у англичан есть свинятни, где музыканты играют, чтобы свиньям было весело. Вот и наши Гольденвейзеры[10] играют, чтобы нам – поросятам – было весело обедать».
Искусство и то, что около
Музыка – это стенография чувств.
Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде газет и дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.
Чувства самые разнообразные, очень сильные и очень слабые, очень значительные и очень ничтожные, очень дурные и очень хорошие, если только они заражают читателя, зрителя, слушателя, составляют предмет искусства.
Искусство есть микроскоп, который художник наводит на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям.
Мы лелеем отражение жизни в художественных произведениях, а самой жизнью пренебрегаем. А хотим ли мы или не хотим того, она – жизнь наша – и есть художественное произведение, потому что оказывает влияние на других людей и созерцается ими.
Ужасная это ошибка – представлять себе мир сотворённым. Мир не сотворён, он творится. И жизнь есть не что иное, как творение. Мы же – люди – орудия творчества. Мы творим по воле Бога.