Локаторы здоровья - стр. 4
Тогда же было высказано мнение о том, что живой организм, как нечто целое, использует свои чувствительные аппараты – «двери и окна» – для непрерывного взаимодействия внутренних органов с окружающей средой. В этих представлениях скрыто одно из гениальных предвидений наших безвестных предков, которые за двадцать столетий до исследований шотландского физиолога Ч. Белла говорили о существовании кольцевых (прямых и обратных) рефлекторных связей в организме.
Большое значение кожным сигналам придавали крупнейшие врачи древности: Гиппократ, Пелопс, Гален, Самоник, Авиценна и др. Они пытались, и порой довольно успешно, лечить болезни внутренних органов, через кожу. Историкам медицины известно множество лечебных приемов, которые применялись в различных странах начиная с IV века до нашей эры. Головную боль в те далекие времена лечили компрессами из смеси полыни и опиума или полосканием горла ароматическими жидкостями. При ангине ставили сухие банки на затылок, при носовом кровотечении прикладывали холодный ключ к шейно-затылочной области, при обморочных состояниях обрызгивали лицо ледяной водой. Для устранения бессонницы и ожирения систематически втирали масло в кожу срединной линии головы. В случае помешательства обкладывали голову теплыми овечьими легкими и капали на кожу темени уксус и ртуть.
По древнеиндийским законам «Аюр-Веды» («Знание жизни») человеческий организм состоит из 3 жидкостей, 7 основных тканей, 3 экскретов и нескольких жизненных центров. Для лечения болезней, связанных с нарушением центров, использовались многие эффективные приемы. Один из них – тирумаль – заключался в том, что все тело больного смазывали целебным жиром, а затем массировали руками и ногами. Для лечения хронических заболеваний нервной системы, мышц и скелета нередко применяли лекарственный массаж – наваракижи. Его проводили следующим образом: в настое трав и молока варили рис, полученную массу клали в матерчатый мешочек, которым массировали больного. В процессе массажа мешочек периодически обмакивали в горячий настой трав.
Широкое распространение при невралгиях и радикулитах получили живые электрические скаты и сомы, которых на некоторое время прикладывали к наиболее болезненным участкам тела. Римский врач Скрибоний Ларг предписывал людям, страдающим мигренью, класть на голову электрического ската. За 30 лет до нашей эры Диоскорид ударами с помощью электрических угрей лечил подагру и упорную головную боль.
В старинных русских летописях имеется описание удивительного исцеляющего средства. Речь идет о диковинных рыбах, помещаемых в кадку, которые при соприкосновении с человеком оказывали лечебное действие.