Логика. Краткий курс - стр. 11
Основное внимание в модальной логике отводится абсолютным модальностям. Из сравнительных модальных понятий наиболее исчерпывающе исследованы аксиологические модальности «лучше», «равноценно», «хуже».
К формальным свойствам относят общее для модальных понятий разных типов. Независимо от того, к какой группе относятся данные понятия, они определяются друг через друга по одной и той же схеме. Нечто допускается, если нет убеждения в противоположном; возможно, если противоположное не является необходимым; разрешено, если противоположное не обязательно, и т. п.
Сравнительные модальные понятия разных групп определяются похожим способом: «первое раньше второго» равносильно «второе позже первого», «первое лучше второго» равносильно «второе хуже первого» и т. д.
Принцип полноты в теории логических модальностей утверждает, что каждое высказывание или необходимо, или случайно, или невозможно. Тот же принцип в нормативной логике означает, что всякое действие или обязательно, или не является обязательным, или запрещено.
В каждом разделе модальной логики существует собственная версия принципа модальной непротиворечивости:
• высказывание не может быть необходимым и невозможным;
• действие не может быть как обязательным, так и запрещенным; объект не может быть и хорошим, и плохим, и т. д.
К прочим разновидностям неклассической логики относятся логика квантовой механики, паранепротиворечивая логика, логика причинности, логика изменения и др.
9. Логика норм и оценок
Аристотель отмечал, что этика изучает моральные нормы и ценности и не является точной наукой. Впервые он использовал этот термин для обозначения науки в книге «Никомахова этика», посвященной сыну. Разногласия мнений в вопросах добра и зла, морально хорошего и морально предосудительного склоняют нередко к мысли, что никакое научное исследование нашей моральной жизни невозможно. Общим местом многих направлений современной философии стало утверждение, что этика не наука и, более того, никогда не сумеет стать ею.
Причина безысходности в обсуждении проблем этики заключается в том, как говорил один из представителей лингвистической философии Л. Витгенштейн (Австрия – Англия), что язык, на котором мы говорим о моральном добре и долге, отличен от разговорного и научного языка.
Для рассуждений об этике, относящихся, скорее всего, к сверхъестественному, необходим соответствующий сверхъестественный язык. И если бы его изобрели, он оказался бы несовместимым с обычным языком, и от одного из двух языков необходимо было бы отказаться. Мы привели основное положение защиты мнения о том, что невозможно строго обосновать науку о морали в отличие от других наук.