Литва. Янтарный край - стр. 18
Потримпос. Изображался чаще всего в виде цветущего юноши, но иногда – в виде ужа с человеческой головою, свившегося спиралью. Перед изображением Потримпоса ставился сосуд с водою, в котором плавал священный уж. В жертву Потримпосу приносили плоды, молоко, воск и благовония, а также – младенцев… Этому богу приписывалось господство над водами и управление плодородием, покровительство мореходам и воинам, которым он внушал храбрость перед боем. Это божество было воплощением влаги, плодородия и юношеской силы.
Поклюс, Перкун и Потримас на изображении XVI в.
Поклюс (Пекло) изображался в виде седобородого, бледного и тощего старика с белой полотняной повязкой на голове. Поклюс почитался распорядителем смерти, властелином преисподней и распределителем участи в загробной жизни, а также источником эпидемий («повальных болезней»). Существовало поверье, что если родственники усопшего не принесут жертву Поклюсу, то бог явится в дом и наведет там ужас. А умилостивить его можно было принесением в жертву кого-нибудь из родственников или кровью вайделота (так балты называли жрецов), который должен был сбрызнуть ею домашний очаг. Чаще всего кровь пускали из вены руки. Поклюс олицетворял силы, неблагоприятные для человека, – холод, бурю, разрушение, старость и смерть.
Поклюсу приносили в жертву головы людей и животных. Считалось, что перед изображением этого бога должны лежать три черепа: человека, коня и быка.
Перкун, Потримос и Поклюс были своего рода священной троицей древних литовцев. В главном святилище «Ромове» они всегда стояли вместе: Перкун в середине, Потримос – справа, а Поклюс – слева.
Богом войны считался Кавас, которого изображали на военных знаменах. Символом Каваса считались вороной конь и черный петух. Этому богу был посвящен третий месяц года – март. Молитвы Кавасу возносились перед отправлением на войну.
Земеникас (Курко) был одним из популярных литовских богов, его почитали как покровителя плодородия и домоводства. В его честь на капищах содержали ужей и кормили их молоком, ему жертвовали фрукты, овощи, рыб и зверей. Молитвы ему часто наносились на военные хоругви.
Самым веселым богом считался Рагутис, «отвечавший» за застолья. В честь Рагутиса устраивали хмельные пиры. Главное его капище находилось в Вильне.
Второстепенные божки – кауки – по поверью, мирно соседствовали с хозяевами дома, приносящими им в жертву белый плащик, который надлежало хозяйке закопать в землю возле дома. Тогда кауки обязательно принесут ответные дары и положат их в сенях. В жертву этим божествам приносили начиненные мукой и кровью свиные кишки, которые ночью клали в том месте, где был зарыт тот самый белый жертвенный плащик.