Литература эпохи Возрождения - стр. 10
«Раз утром, девушки, я шла, гуляя,
Зеленым садом, в середине мая.
Фиалок, лилий много на поляне
Цвело, да и других цветов немало,
Лазурных, бледных, снежных и багряных.
Я руку протянув, срывать их стала,
Для золотых волос убор сплетала –
Прядь вольную сдержать, венком венчая.
Раз утром, девушки, я шла, гуляя,
Зеленым садом, в середине мая.
Уже успела много их нарвать я,
Но увидала разных роз собранье
И побежала к ним – наполнить платье.
Так сладко было их благоуханье,
Что сердце вдруг встревожило желанье,
Страсть нежная и радость неземная…»
Лоренцо Медичи
Лоренцо Медичи (1448 – 1492), прозванный Великолепным, – итальянский государственный деятель и поэт, некоронованный государь Флоренции. Он сделал Флоренцию средоточием поэтов, художников и ученых. Он отстаивал права итальянского языка, использовал в своей поэзии народные и античные мотивы. К числу лучших его произведений принадлежат «Карнавальные песни».
Особенно знаменита песнь «Триумф Вакха и Ариадны»:
«Юность, юность, ты чудесна
Хоть проходишь быстро путь.
Счастья хочешь, – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.
Вакх с прекрасной Ариадной
Сходят радостно вдвоем.
Так как время мчится жадно,
Мы лишь этот миг поем…»
Аквилано
Серафино Аквилано(1466 – 1500) – представитель галантной лирики, получившей развитие в Неаполе. Характерными чертами этого направления является большая вычурность и манерность. Опираясь на прециозные элементы лирики Петрарки, эти поэты стремились поразить читателей изысканностью образов, галантной игрою ума. Главными представителями этого нправления явились – Бенедетто Каритео, Антонио Тебальдео, Серафино Аквилано, доведший стиль галантной лирики до особой изощренности.
Сонет в диалоге о природе любви:
«Амур, когда родился ты? – С землею
Зеленою, расцветшей в красках милых.
Кем создан? – Пылом мощным не для хилых,
Что сладострастьем сжаты, как тюрьмою.
Кто на меня подъял тебя войною? –
Надежды жар и холод страха в жилах…»
Пульчи
Луиджи Пульчи (1432 – 1484) – итальянский поэт. Родился во Флоренции, был приближенным Лоренцо Медичи. Как поэт он близок народной поэзии. Пульчи тяготел к буффонному реализму, его народный грубоватый юмор во многом предвосхищает манеру Ф.Рабле. Сюжет своего крупнейшего создания – поэмы в 28 песнях «Большой Моргант», Пульчи заимствовал из произведений итальянских уличных сказателей, которые развлекали народ рассказами о подвигах героев каролингского эпоса и романов артурова цикла. Вслед за народными певцами поэт повествует о вражде Кьяромонте, к которому принадлежат Роланд (Орландо) и его двоюродный брат Ринальдо, и родом Маганца, представителем которого выступает презренный предатель Гано (Ганелон). Поэма завершается описанием Ронсевальской битвы и мести Карла за гибель Роланда. В поэму поэтом внесены буфонно-юмористические черты (император Карл рисуется глуповатым стариком. Ринальдо – болтуном и кутилой). Пульчи показывает комические фигуры преданного Роланду добродушного великана Морганта и его неразлучного спутника Маргутта, плута, развратника, обжоры и богохульника. С этими фигурами и связан буффонный элемент поэмы.