Литература эпохи Просвещения - стр. 7
Кроме произведений драматических, Расин написал много од, лучшими из которых считаются – духовные, несколько эпиграмм и произведений в прозе. Значение Расина в литературе – это его драматургия. Историко-литературное новаторство Расина заключается в замене героического элемента человеческим. В его произведениях заметно господство героев-женщин. У Расина женщины (Андромаха, Федра, Гермиона) – это независимые, сильные личности.
В стихах Вергилия находим сюжет трагедии «Андромаха». Там же представлены почти все герои произведения Расина.
У Вергилия, в третьей книге «Энеиды» Эней говорит:
«Мимо проходили Эпира брегов, и Хаонии в гавань
Внидя, мы пристаем к высокому граду Буфроту…
В самый тот праздник, когда трапезу и грустные жертвы
Праху Андромаха мужа, и Ман на могилу
Гектора гласом звала, что, пустую, зеленым почтила
Дерном она и двумя, как поводом слез, алтарями…»
У Расина – Андромаха говорит Пирру:
«Нет, государь, теперь ему не нужно трона.
Когда был жив отец, его ждала корона.
Но больше никогда не узрим мы опять
Тех стен, что Гектор был не в силах удержать…»
Мольер
Мольер (Жан-Батист Поклен), (1622-1673). Родился в семье обойщика при дворе короля. Окончил привилегированное учебное заведение, куда его определил отец. Позже, с труппой друзей организовал в Париже «Блистательный театр», где выступал на трагических ролях. Этот театр успеха не имел и вскоре закрылся. С 1646 по 1658 годы Мольер разъезжал по Франции в составе группы комедиантов. По желанию короля его труппа была оставлена в Париже. В этот период Мольер и создал свои знаменитые комедии (более тридцати). В них он осмеял всевозможные пороки. Буало сказал:
«Его комедии, что все сегодня чтут,
С презреньем отвергал тупой и чванный шут,
Надев роскошные придворные одежды,
На представленье шли тупицы и невежды.
И пьеса новая, где каждый стих блистал,
Была обречена их кликой на провал,
Иного зрелища хотелось бы вельможе,
Графиня в ужасе бежала вон из ложи,
Маркиз, узнав ханже суровый приговор,
Готов был автора отправить на костер,
И не жалел виконт проклятий самых черных
За тою, что осмеять поэт посмел придворных…»
Его пьесы были предметом критики и беспощадной, порой горькой, редко – доброй. Глубокие по мысли, человечные, по сути, и виртуозные по форме были комедии – «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Тартюф» (1664), «Плутни Скапена» (1671), «Мнимый больной» (1673).
Семнадцатый век был временем классицизма. Мольер являлся сыном этой эпохи, хотя, жанр комедии предоставлял ему больше свободы. В его комедиях оживает народная карнавальная стихия; писатель нарушает принцип «трех единств» (единство места, времени и действия). Мольер пробовал соединять традиции и новшества, разрабатывая жанр комедии-балета («Мещанин во дворянстве»).