Размер шрифта
-
+

Литература эпохи Просвещения - стр. 15

В литературное наследие Прево входит еще многотомная "Всеобщая история путешествий" – о жизни малоизвестных европейцам народов мира.

Из романа Антуана Прево "Манон Леско":

"…Часть ночи провели мы спокойно; я думал, что моя дорогая возлюбленная уснула, и не смел, дохнуть, боясь потревожить ее сон. Только стало светать, я заметил, прикоснувшись к рукам ее, что они холодные и дрожат; я поднес их к своей груди, чтобы согреть. Она почувствовала мое движение и, сделав усилие, чтобы взять мою руку, сказала мне слабым голосом, что, видимо, последний час ее близится…"




«Манон Леско» лист 1



«Манон Леско» лист 2




«Манон Леско» лист 3



«Манон Леско» лист 4


Руссо


Жан Жак Руссо (1712-1778) – философ, писатель, композитор. Родился в Швейцарии в семье часовщика, был лакеем, гувернером, учителем музыки, домашним секретарем. Участвовал в разработке "Энциклопедии" Дидро, для которой писал статьи по музыке. Последние месяцы жизни он провел во Франции.

Как мыслитель Руссо задумывался об эволюции человечества от дикости до цивилизации, о политическом неравенстве ("О происхождении неравенства среди людей").

Руссо писал статьи по искусству, стихи, пьесы, либретто опер и музыку.

В 1762 году Руссо написал роман "Эмиль, или о воспитании", больше похожий на философско-педагогический трактат, где изображен подросток, которого при помощи определенного воспитания формируют в скромного, честного, трудолюбивого человека.

Для своего нового романа Юлия, или Новая Элоиза" (1761) писатель взял имя возлюбленной средневекового писателя Абеляра. В письмах главных героев романа раскрывается история любви аристократки Юлии д Этанж и молодого учителя Сен-Пре, любви, погубленной предрассудками.

С 1766 по 1769 гг. Руссо работал над центральным произведением своей жизни – "Исповеди".

Он писал: "Никто не может описать жизнь человека лучше, чем он сам. Его внутреннее состояние, его подлинная жизнь известны только ему. Но, описывая их, он их скрывает, рисуя свою жизнь он занимается самооправданием, показывая себя таким, каким он хочет казаться, но отнюдь не таким, каков он есть…" Руссо попытался создать портрет человека, который беспощаден к себе. Глубокие раздумья и откровения наполняют произведение духом поэзии.

Из произведения Руссо "Эмиль, или о воспитании":

"…Как же назвать варварское воспитание, которое настоящее приносит в жертву неверному будущему, налагает на ребенка всевозможные оковы и начинает с того, что делает его несчастным, с целью приготовить вдали какое-то воображаемое счастье, которым он вероятно никогда не воспользуется? Если б я даже считал это воспитание разумным по своей цели, то можно ли без негодования смотреть на несчастные жертвы, подчиненные нестерпимому игу и осужденные на каторжный труд, без уверенности, чтобы все эти заботы были когда-либо полезны им? Лета веселья проходят в слезах, наказаниях, в страхе и рабстве. Несчастного мучат для его пользы и не видят смерти, которую призывают и которая поразит его в этой грустной обстановке. Кто знает, сколько детей погибает жертвою сумасбродной мудрости отца или наставника? Единственное благо, извлекаемое ими из вынесенных страданий, – смерть без сожалений о жизни, в которой они знали одну только муку…"

Страница 15