Литература древнего мира - стр. 2
Два отрывка из сказки – а какая сила в передаче состояния природы!
Из гимнов эпохи Среднего царства, обращенных к божествам, наибольшими литературными достоинствами отличается гимн Хапи, богу Нила. В нем красочно отражается отношение египтян к могучей реке.
В гимне богу Осирису, воспевается божество, культ которого широко распространился в эпоху Среднего царства. С его именем связывалось представление о доступном и желанном для каждого смертного бессмертии за гробом. В поздние периоды этот культ проник далеко за пределы Египта. По представлениям греков, в Осирисе воплощались – Дионис, Плутон, Гелиос, Океан, Эрос.
Литература времени Нового царства является развитием тех литературных традиций, которые сложились в эпоху Среднего царства. Есть и отличие – язык написания. Если в эпоху Среднего царства писали на среднеегипетском (классическом) языке, то литература Нового царства написана на новоегипетском языке.
Литература Нового царства представлена сказками («Два брата», «Правда и кривда»), а также дидактическими произведениями – поучениями. Есть и произведения, воспевающие воинскую доблесть фараонов, и высокопоэтические гимны божествам. Особенными поэтическими достоинствами отличается тонкая любовная лирика этого времени.
«Любовь твоя – птицы любовь.
Благоуханье твое – благоуханье бальзама.
Кожу твою уподоблю кожице нежной плода.
Жизненной силе зерна жизнь уподоблю твою.
Восходящее солнце – твой лик.
Веселости полон твой взор…»
Литература демотического периода развивалась, продолжая установившиеся литературные традиции прошлых эпох: фантастические сказки («О жреце Хасмуасе»), сказания эпического характера о фараоне Петубасте, поучения («Поучение Анхшешонка»), басни, в котором действующими лицами являются только животные («Кошка и коршун»). Смысл этой басни заключается в том, что вражда между животными, как и у людей, может закончиться печально, если у них не хватит разума договориться обо всем честно и сполна.
Особый интерес для литературоведов представляет содержание папируса Райланд 9, в котором рассказывается история одной жреческой семьи на протяжении трех поколений. Это произведение насыщено достоверными бытовыми и историческими фактами.
Об авторстве всех литературных памятников говорить довольно сложно – они часто переделывались в последующие эпохи и восхваление этих людей передано в папирусе Нового царства.
«Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,