Лики маниакально-депрессивного расстройства - стр. 36
Существует великое множество художественных шедевров, главным образом в живописи и поэзии, в заглавиях которых содержится слово «меланхолия», и лишь немногие из них связаны со словом «мания». Причем в некоторых работах этот термин необязательно выступает в качестве атрибута маниакально-депрессивной болезни. Как бы то ни было, по всей видимости, именно это значение вкладывал в свою автобиографическую работу Лоуренс Джейсон, написавший 70 лет назад книгу «Мания», в которой он описывает собственные психические расстройства, носящие отчетливо биполярный характер, с выраженными суицидальными мотивами и периодическим возникновением психотических симптомов, требующих госпитализации.[125] Тем временем остается лишь догадываться, что подтолкнуло Джорджио Армани выбрать это название для духов мужской и женской линии. В то же время, картина «Мания» (рисунок 3), написанная современным художником филиппинского происхождения Флоренсио Ильяна, который в настоящее время проживает в Бразилии, вполне может отражать маниакальное настроение в качестве элемента маниакально-депрессивной болезни. В переписке со мной художник мне ответил, что на написание картины его вдохновил перенесенный им в юности эпизод мании.
Рис. 3. Картина современного художника филиппинского происхождения Флоренсио Ильяна, озаглавленная «Мания».
Глава 4
Депрессия – когда жизнь теряет смысл
Я была на винограднике у Марты, где с 1960-х годов каждый год проводила лучшие месяцы прекраснейшего лета. Но мне становились безразличны красоты острова. Я чувствовала какую-то приглушенность, ощущала слабость, а если точнее, то полную разбитость – как будто мое тело стало хилым, чрезмерно чувствительным, каким-то разболтанным и неуклюжим, не поддаваясь нормальному контролю. И вскоре я уже билась в муках всепоглощающей ипохондрии. Все было не так с моим телесным миром. Меня терзали подергивания и боли, иногда они стихали, но чаще были почти постоянными, и казалось, что впереди ждет одна только страшная немощь во всех ее проявлениях.
Уильям Стайрон. «Зримая тьма. Мемуары безумия».[27]
Выдающийся современный автор и обладатель Пулитцеровской премии Уильям Стайрон (1925–2006; рисунок 1) называет депрессию «зримой тьмой». Темнота и мрак – именно эти ассоциации наиболее всего терзают разум во время депрессии. Черный – цвет желчи, которая, по представлениям Гиппократа, лежит в основе меланхолии. С черным цветом также ассоциировали Сатурн – планету, символизирующую медлительность и печаль. Жители древнего Вавилона называли Сатурн «черным солнцем». Возможно, именно это подвигло Артура Марино назвать свое эссе, посвященное мукам депрессии,