Личные финансы: научи деньги работать - стр. 26
Подлить Маслоу в огонь: не надо мериться пирамидами
Многие помнят со школьных или студенческих времен про такого замечательного человека, как Абрахама Маслоу. Примечателен он тем, что очень красиво визуализировал потребности людей.
Для тех, кто не помнит всех подробностей этой пирамиды, напомню, из каких уровней (приоритетов) она состоит:
– (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
– Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
– Потребность в принадлежности и любви.
– Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
– Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
– Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
– (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Эти потребности распределены по разным уровням: Маслоу объяснил это тем, что человек не может испытывать потребностей более высокого уровня, пока не удовлетворены низшие уровни потребностей. Это кажется логичным: мы редко думаем о картинах Васнецова и Моне, когда очень-очень хочется в туалет. И очень важно заметить: необязательно, чтобы низшие уровни потребностей были удовлетворены полностью, чтобы человек начал желать чего-то большего.
Все вместе это определяет и форму визуализации потребностей: именно пирамида, а не шар или куб. Ведь так или иначе, наибольшее количество людей все равно будет на нижних «этажах» – кто-то не в состоянии перейти на следующий уровень, кому-то просто лень, кому-то не везет по жизни… В итоге до самой вершины добирается очень немного людей.
Кроме того, можно заметить, как по мере продвижения к вершине меняется и «источник» удовлетворения потребностей: если ближе к основанию потребности больше физические/физиологические (еда, место для ночлега; безопасность – крыша над головой, комфорт), то ближе к вершине потребности уже более эмоциональные (стремление к красоте, самовыражению, эстетике).
Как итог, удовлетворение верхних уровней потребностей оказывается довольно дорогим занятием: с одной стороны, спрос на этих «этажах» очень небольшой из-за небольшого количества добравшихся туда людей, а с другой – эмоции настолько сильны, что уже становится неважным, сколько нужно заплатить за удовлетворение высших уровней потребностей. В частности, поэтому предметы искусства продаются так дорого: они эксклюзивны сами по себе, они удовлетворяют высшие уровни потребностей тех немногочисленных персон, которым это вообще интересно, а, кроме того, они вызывают сильные эмоции и, соответственно, желание стать обладателем такого эксклюзива. Но иногда эта пирамида играет и злую шутку с людьми…