Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Т. VI. 1851–1858 гг. - стр. 83
• Письмо настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря игумении Сергии (Волконской): «Особенно удивительно, если ропщут и на требование, чтобы ходили в церковь. Такие люди пусть не только грозят выходом из монастыря, но и действительно выйдут. Разве, может быть, не хотят ли увольнения от некоторых церковных служб для успеха в некоторых нужных работах? Это можно разрешить по рассуждении. Нехождение в трапезу не так важно, как нехождение в церковь. В сем могут быть причины извинения. В сей части восстановлять порядок можно с некоторою постепенностию… Надобно по возможности избегать необходимости вдруг сильно действовать на многих: можно открывшемуся беспорядку в одном лице противопоставить умеренные, но твердые меры, чтобы одни исправлялись делом, а другие остерегаемы были примером. Не изнемогайте оттого, что есть трудности. Неудивительно, что на добрые предприятия сердится враг душ; из сего естественно происходят искушения. Но Бог верный исправитель благих намерений. Роптания были иногда и против Преподобного Сергия, но он был великодушен и непобедим; и его терпение благословилось благословением непоколебимым. Господь да подкрепляет Вас душевно и телесно на пользу общую, в которой есть польза и Вашей души» (Переписка с современницами. С. 601–602. № 2).
1 ноября. Резолюция: «Что сыновья исключенного из духовного звания остаются в духовном звании, сие благословно, как потому, что они не участвовали в вине отца, так и потому, что они, получив образование, могут вступить на церковную службу. Но дочь в церковную службу вступить не может; и потому нет никакой цели, для которой бы отделить ее от семейства и оставить в духовном ведомстве» (ДЧ. 1888. Ч. 1. № 1. С. 124).
2 ноября. «Владыка освящал храм в Зачатьевском монастыре» (О. Вениамин. С. 306).
3 ноября. Письмо Е. П. Головиной: «Желаемое Вами от вчерашнего освящения храма препровождается. Господь да препоясует Вас силою свыше» (Переписка с современницами. С. 351. № 78).
5 ноября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вы помышляете о уединении. Размышляя о потребностях службы и о моих обязанностях, не вижу, как мог бы я не остаться виноватым, если бы на сие согласился… Судья близ при дверех для всех, а не для тех одних, которые помышляют о сем по некоторым знамениям, и Его может мирной совестию сретить и борющийся с затруднениями в обществе, которого не умели и не смели отпустить в уединение. Преподобный Сергий не оставит предстательствовать о Вас за Вашу любовь к нему и к его обители. Может быть, и человеколюбие Ваше к моей немощи принесет Вам некий динарий воздаяния» (Письма преподобному Антонию. С. 219–220. № 900).