Размер шрифта
-
+

Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Т. VI. 1851–1858 гг. - стр. 2

8 января. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Благодарю, что сообщили мне успокаивающий отзыв доктора Брызгалова о чувствуемом Вами по временам внутреннем припадке. Не противореча его суждению, я, однако же, представляю себе вопросы: не вспомнило ли тело чрез год значительное отъятие крови посредством пьявиц, и оттого часть крови представляется теперь как избыточествующею и движется неправильно? А направление сего движения к сердцу и некоторое удержание движения не есть ли частию следствие бывших некогда, может быть, усиленно напряженных упражнений внутреннего молитвенного самоуглубления? Простите, если сии вопросы покажутся Вам невежественными, а также и следующий, из них происходящий: не надо ли обратить внимание на то, чтобы внутренние духовные движения происходили более в мире и тишине, нежели в напряженном самовозбуждении? Стерпите мое больное рассуждение и дайте мне лучшие врачебные советы» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 159. № 795).

10 января. Письмо архиепископу Григорию (Постникову)[5] по поводу Казанского подворья: «Мне кажется, что если бы новый съемщик пожаловался, то дело решилось бы в его пользу; а если, что вероятно, смирный человек жаловаться не будет, то постраждет правый» (ЧОЛДПр. 1877. Кн. 12. С. 168).

• Письмо игумении Аполлинарии (Шуваловой)[6]: «Свидетельствуйте и Вы (ибо Вы иногда видите), что время мое бывает расхищаемо непреодолимо, и я в сутки не найду иногда минуты, мне нужной» (Переписка с современницами. С. 594. № 102).

11 января. Резолюция: «Под названием “чистая душа” оказалась не церковная икона, а иносказательное изображение, или олицетворенная мысль художника, родившаяся из собственного его мудрования» (ДЧ. 1885. Ч. 2. № 6. С. 373).

12 января. Служение литургии в церкви Московского Императорского университета в день годичного университетского собрания (МВ. 1851. № 6. С. 43). Произнесение Слова в день памяти мученицы Татианы: «Жребий мученичества не для всех; но мученическая мудрость не для одних мучеников. Она спасла и прославила их, и светит всем на пути истины и спасения» (Сочинения. Т. 5. С. 117).

• Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сегодня я был в Университете на празднике тамошнего храма. Литургию и молебен совершил, а от акта университетского, по изнеможению, уехал. Теперь отдохнул, но не знаю, много ли Вам напишу. Скажите брату Филарету, что пока он был странствующим Филиппом, он отвечал за себя, а теперь мы за него отвечать должны. Тогда управляло им его желание: положим, что оно было по духовному человеку, но теперь необходимо должно управлять им послушание. Он в сем дал священный обет и обязался исполнять оный» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 159–160. № 796).

Страница 2