Размер шрифта
-
+

Лестница в небо, или Китайская медицина по-русски - стр. 9

В книге «Прямые вопросы», в главе «О пяти плотных органах, полных света» сказано: «Сердце – хранилище Шэнь, легкие – хранилище духовной энергии По, печень – хранилище духовной энергии Хунь, селезенка – хранилище мысли (И), почки – хранилище желаний (Чжи)». Пять хранилищ и есть пять плотных органов.

Хорошо, Катя, давай свои вопросы, я вижу, ты разволновалась и не можешь воспринимать дальше. Вон все поля исчеркала.

– Конечно, исчеркала, столько неясного! Все эти разные цзин, шэнь, пхунь и хо…

– Хорошо, лирическое отступление. В китайской медицине квинтэссенция (воспроизводящая энергия) Цзин, жизненная энергия Ци и дух (духовная энергия) Шэнь объединены термином «три сокровища» (сань бао), они считаются ключевыми факторами существования человека. Цзин можно перевести как квинтэссенция, семя, сущность, данная нам родителями, это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качество, ее называют корнем жизни человека. Ци – это движущая сила, подобная электричеству, приводящему в движение машину. Она получается из преобразования Цзин, а также из воздуха, воды и пищи. Дух Шэнь – управитель жизни. Шэнь делает человека человеком, проявляется в его желаниях, воле, образе мысли. Если Ци в достатке, то и Шэнь силен. Кроме того, дух Шэнь контролирует состояние небесной души Хунь, которая хранится в крови, управляется печенью и контролирует мышление, а также земной души По. Она хранится в Ци, управляется легкими и контролирует рефлексы.

– Ой, помедленней, пожалуйста, я не успеваю понять! – взмолилась Катя, строча за доктором.

– Ладно. Хунь ответственна за эмоции и ментальные процессы, в том числе сон и транс, во время которых она может временно покидать тело и действовать автономно, – в прежнем темпе продолжал китаец несмотря на «ладно». – Душа По ответственна за физиологические процессы и двигательные функции тела. В даосской антропологии различались не только сферы влияния душ, но и их посмертная судьба: душа Хунь, как более субтильная, могла восходить на небо, к «желтым источникам» (хуан цюань), месту, напоминающему Аид европейской античной традиции.

– Ох… – Катя перестала писать и замерла. – Это же получается, что внутри нас есть и ангелы, и бесы, что они существуют в нас по закону природы?

– Ну, уж больно круто ты берешь – бесы… Человек – создание природное. В человеке есть материальное и нематериальное, и это вполне естественно.

– Все дело в гармонии, все опять к этому сводится – к Инь и Ян, да?

– Если упрощенно – то да, конечно. Материальное (пять органов) – база для более тонких субстанций… Давай, Катя, к основе и вернемся.

Страница 9