Леонардо да Винчи за 1 час - стр. 6
В конце 1504 года Рафаэль переезжает во Флоренцию. Период ученичества у Перуджино закончен, и Санти выбирает себе новых учителей. Тщательно и прилежно он изучает технику живописи двух титанов Ренессанса: Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Уже владея основами мастерства, молодой художник, как и любой талант в период окончательного становления, нуждается не столько в наставнике, способном проконтролировать его кисть, сколько в образцах и примерах, в учителях, способных направить его взгляд и мысль.
Со свойственным всем ученикам рвением Рафаэль стремится вырваться из рамок подражания Перуджино, манера которого со временем стала казаться ему слишком выверенной, точной и сухой. У новых учителей он берет лучшее. К примеру, у Леонардо – умение строить композицию, плотную, но не страдающую перегруженностью деталей, плавную, но динамичную, отображающую драматизм момента. В так называемый флорентийский период Рафаэль пишет целый ряд картин с изображением Мадонны, младенца и Святого семейства, и в этой серии отчетливо прослеживается влияние да Винчи на молодого Санти.
«Никакой процесс нельзя провести быстрей и проще, чем он проходит в природе».
Ранней осенью 1504 года на площади Синьории у входа во дворец была установлена статуя Давида работы Микеланджело. Конечно же, Рафаэль прекрасно знал эту работу, восхищался ею, и именно Микеланджело выбрал в наставники, чтобы научиться выражать всю гамму человеческих эмоций при помощи пластики тела.
Четыре года, проведенные во Флоренции, не дали Санти больших престижных заказов. Похоже, что своим собственным домом в этом городе художник так и не обзавелся. Рафаэль был в постоянных разъездах по Италии: Перуджа, Урбино, возможно, и Рим – он брался за любую предлагаемую работу и писал множество полотен, среди которых были парные портреты, религиозные сюжеты, образы святых и, конечно же! – мадонн.
Трудно даже представить, сколько картин с ликами Богоматери было написано Рафаэлем!
Образ Богоматери был центральным в творчестве Рафаэля. И, разумеется, как у любого живописца, со временем он менялся, постепенно приобретая все большую глубину и силу, по мере взросления самого мастера.
Ранние, «перуджинские», мадонны кисти Санти – это изящество и нежность, блаженная чистота и счастье юной девы. «Мадонна с младенцем и святыми», «Мадонна Солли», «Мадонна Диоталеви» или «Мадонна Пасадена» – всех их объединяет легкость, мягкость линий и светлые краски.
Если сравнить их с мадоннами флорентийского периода, станет очевидно, что образ взрослеет вместе с самим художником. «Мадонна дель Грандука», «Малая Мадонна Каупера», «Мадонна на лугу», «Мадонна Эстерхази» – на всех полотнах того времени мы видим все более детальное отображение духовной жизни, непростых переживаний, все более светлой, зрелой и осознанной материнской любви.