Леонардо да Винчи. Настоящая история гения
1
Возрождение – эпоха в истории куль туры Европы, которая пришла на смену культуре Средних веков. В Италии периодом эпохи Возрождения считается начало XIV – последняя четверть XVI века. Главные черты эпохи Возрождения – светский характер куль туры, ее интерес, в первую очередь, к человеку, увлечение античной культурой. Термин «Возрождение» встречается уже у Джорджо Вазари. В современном смысле термин был введен в XIX веке.
2
Ученик Леонардо Франческо Мельци происходил из богатой дворянской семьи.
3
Таким удивительным зрением мог похвастаться также Аристотель – это удалось установить, анализируя описания насекомых, оставленные древнегреческим философом. Он описал такие подробности, какие можно разглядеть только в микроскоп.
4
О рисунках говорят – рисовал, а картины маслом или темперой – пишут.
5
Давид – библейский герой. В Ветхом Завете говорится о великане Голиафе, с которым вступил в бой юный герой Давид. Юноша был намного слабее противника и непременно потерпел бы поражение, если бы боролся с Голиафом на равных. Давид победил Голиафа, убив его камнем, брошенным из пращи.
6
Не забудьте посетить в этом случае музей Леонардо да Винчи – музей Идеале, открытый в 1993 году.
7
Насыщенность цвета – интенсивность определенного тона. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный – приглушенным, приближенным к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.
8
Колорит – в искусстве, прежде всего в живописи, соотношение цветовых тонов, которые образуют определенное единство. Колорит всегда связан с содержанием и замыслом произведения, с эпохой, стилем, а также с индивидуальностью мастера. По характеру цветовых сочетаний колорит бывает спокойным или напряженным; холодным (если картина выполнена в синих, зеленых и фиолетовых тонах) или теплым (если преобладают красные, желтые, оранжевых цвета); светлым или темным. По степени насыщенности и силы цвета колорит бывает ярким, сдержанным или блеклым.
9
Тут дело в том, насколько сильно грунтовка «тянет» масло из красочного слоя. Ведь именно масло придает живописи то особое сияние, которое мы видим на живописных полотнах.
10
Кондотьеры – в Италии XIV–XVI веков руководители военных отрядов, поступавших на службу городам-государствам или князьям. Обычно это были иностранцы.
11
По данным Википедии.
12
За одну лиру в Милане в то время можно было купить хлеба на 6 человек на целый месяц. Или 6 килограммов говядины. Хорошая лошадь стоила 160 лир.
13
По одной из версий – Леонардо во многом переделал начатую одним из учеников Вероккио работу.
14
Картон – это подробный рисунок на бумаге, он изготавливался в натуральную величину будущего полотна. В картоне уже полностью продумана и решена композиция будущего полотна, прорисованы фигуры, найдены светотени – ведь от распределения светлых и темных пятен на полотне зачастую зависит эффект будущей картины. С картона живописец переносил подготовительный рисунок на загрунтованный холст или доску. При этом контуры линий на картоне накалывали тонкой иглой. Потом картон плотно скрепляли с доской или загрунтованным холстом будущей картины и присыпали толченым углем. Черная угольная пыль проникала через дырочки, и на грунтованной белоснежной доске или на загрунтованном холсте появлялся рисунок. После этого художник начинал работать над картиной.
15
Подмалевок – это первый слой живописи, когда живописец определяет светотени, объемы, выделяет освещенные места и участки, погруженные в тень.
16
«Из цветов равной белизны тот покажется более светлым, который будет на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны», – писал Леонардо.
17
Кьяроскуро – в западноевропейском искусствоведении так именуется манера письма, для которой характерно резкое противопоставление света и тени.
18
Продолжительность жизни в то время составляла не более сорока лет.
19
Серебряный карандаш – появился примерно в XIII веке. Художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, припаянную к деревянной ручке. Такой карандаш называли «серебряным». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Со временем серые штрихи, нанесенные серебряным карандашом, становились коричневыми.
20
То есть 1 кубический метр бронзы весит около 8 тонн, тогда как 1 кубометр воды весит тонну. Плотность человеческого тела лишь ненамного больше воды.
21
В мастерской Вероккио не писали фресок – так что у Леонардо не было возможности попрактиковаться в юности в этой технике. Однако другой ученик Андреа Вероккио Пьетро Перуджино был непревзойденным мастером фрески. И если техника масляной живописи еще только-только развивалась, то техника фрески была отработана до мелочей.