Лекции по античной философии
1
Список источников был составлен И. К. Мамардашвили.
2
Здесь и далее угловыми скобками отмечены места, в которых либо не удалось восстановить соответствующий фрагмент лекции, либо остаются сомнения относительно точности приводимого фрагмента. Такого рода проблемы в целом связаны с неразборчивостью расшифровки, отсутствием аудиозаписи или ее плохим качеством. – Примеч. ред.
3
Здесь и далее редакторские вставки приводятся в квадратных скобках. – Примеч. ред.
4
φύσις, φυσιολογία. (Здесь и далее значком «*» помечены примечания А. В. Михайловского. – Примеч. ред.)
5
Слова Офелии из трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский». Акт IV, сцена S. Пер. М. Лозинского. – Примеч. ред.
6
Ср.: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью» (Платон, Федон, 64а, пер. С. П. Маркиша).
7
Предание об аргивской жрице Кидиппе (или, иначе, Арисии) и ее сыновьях Клеобисе и Битоне находим у Геродота. Знаменитый афинский мудрец Солон, беседуя с лидийским царем Крезом, причислил сыновей Кидиппы к числу счастливейших людей. «Родом из Аргоса, они имели достаточно средств к жизни и к тому же отличались большой телесной силой. Помимо того что оба они были победителями на атлетических состязаниях, о них рассказывают еще вот что: у аргосцев есть празднество в честь Геры Аргосской. Их мать [жрицу богини] нужно было обязательно привезти на повозке в святилище богини. Однако быки их не успели вернуться с поля. Медлить было нельзя, и юноши сами впряглись в ярмо и потащили повозку, в которой ехала их мать. Сорок пять стадий пробежали они и прибыли в святилище. После этого подвига, совершенного на глазах у всего собравшегося на праздник народа, им суждена была прекрасная кончина. И божество дало ясно этим понять, что смерть для людей лучше, чем жизнь. Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины – их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и молилась даровать ее сыновьям Клеобису и Битону, оказавшим ей столь великий почет, высшее благо, доступное людям. После этой молитвы и жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище и уже больше не вставали, но нашли там свою кончину. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть» (Геродот, История, I 31, пер. Г. А. Стратановского).
8
Платон, Государство, 519b, 533d.
9
Такая формулировка проблемы восходит к классическому исследованию В. Нестле: Nestle W. Vom Mythos zum Logos. Die Selbstentfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik. Stuttgart, 1940. В отечественной историко-философской науке эта проблема ставится в книге: Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М.: Мысль, 1972.
10
Трагедия Софокла «Царь Эдип» (429 г. до н. э.).
11
Платон, Государство, VII, 514а– 517а.
12
Условная характеристика фрагментов досократиков.
I. Сохранились в цитатах античных авторов от Платона (IV в. до н. э.) до неоплатоника Симпликия (VI в. н. э.). Помимо Платона и Аристотеля, которые действительно являются важнейшими источниками, дословные цитаты из досократиков приводят: 1. Плутарх, Moralia (нач. II в. н. э.); 2. Секст Эмпирик (кон. II в. н. э.); 3. Христианские апологеты Климент Александрийский (вт. пол. II в. н. э.) и Ипполит Римский (Опровержение ересей, III в. н. э.); 4. Диоген Лаэртский (О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, III в. н. э., доксографическая компиляция на основе эллинистических источников); S. Стобей (составитель Антологии, Vb. н. э.).
II. Свидетельства. 1. Платон – самый ранний комментатор досократиков; 2. Аристотель (Метафизика), предлагая критический взгляд на историю досократической мысли и понимая ее как движение к истине, не стремится к «исторической объективности» (рассмотрение предыдущих философских воззрений с точки зрения учения о четырех причинах); 3. Теофраст (О мнениях физиков, от Фалеса до Платона, 16 книг, разделенных на два тома, источник позднейших компиляций); 4. Такие компиляции, или извлечения, назывались doxai или placita в латинском варианте. Известны две такие компиляции (Псевдо-Плутарха и Стобея), которые восходят к некоему Аэцию (II в. н. э.), доксографический метод; между Теофрастом и Аэцием была также компиляция, предположительно принадлежащая стоику Посидонию (Vetusta Placita).
В частности, Парменид (которого здесь цитирует М. К.) изложил свои взгляды в одном-единственном сочинении, написанном гекзаметрами. Благодаря позднему неоплатонику Симпликию до нас дошло целиком введение в поэму Парменида, включавшее 32 строки, и значительные куски из первой части поэмы, посвященные анализу понятия бытия.
13
См., напр.: Платон, Менон, 87d– 89а.
14
Такая временная одержимость в гомеровском языке обозначается словом μένο (пример – Аякс в «Илиаде»).
15
Гароди Р. О реализме без берегов. М.: Прогресс, 1966.
16
Парменид, О природе, фр. 8, ст. 6.
17
Платон, Лахет, 190d – е.
18
Парменид, О природе, фр. 8, ст. S и 25.
19
Парменид, О природе, фр. 8, ст. 43–45.
20
πειρον.
21
«Демокрит говорил, что больше (пяти) чувств у животных, мудрецов и богов» (Лурье С. Я. Демокрит: тексты, перевод, исследование. Л.: Наука, 1970. С. 312).
22
πέρα.
23
Платон, Государство, X, 614b—621b.
24
Платон, Менон, 82а—86b.
25
Парменид, О природе, фр. 8, ст. 2–3.
26
57 DK. Здесь и далее ссылки на фрагменты Гераклита даются по Дильсу – Кранцу.
27
Вторая часть поэмы О природе («Мнения смертных»).
28
Секст Эмпирик, Против ученых, VII, 140.
29
Стихотворение «О вещая душа моя» (18SS). – Примеч. ред.
30
Имеется в виду «идея блага» (Государство, VII, 517с).
31
Парменид, О природе, фр. 3.