Лекарство от боли - стр. 1
Книга представляет собой сборник из четырнадцати рассказов. Главными героинями тринадцати из них выступают девочки, вынужденные решать не всегда «детские» проблемы. Своеобразной красной нитью можно считать поиск ими своего места во «взрослом мире». Так, например, в рассказе «Лыжная баллада» подросток Вика, мечтавшая о спорте, неожиданно столкнувшись с противодействием матери, задумывается о том, что на деле значит забота о другом, и чего она хочет добиться в жизни, вставая на лыжи. В рассказе «Папа, дай кису!» показывается выстраивание близких отношений между девочкой пяти лет и отцом. А вот в «Черной ленте» на парадоксальном примере повествуется о любви сына к старенькой матери.
Сборник может быть интересен как взрослым, не всегда видящим в подрастающем поколении похожих на себя людей, так и подросткам, для которых важно не замыкаться в добровольном одиночестве. Это одиночество бывает вынужденным, как болезнь. Но от неё есть лекарство!
Самое больше счастье
Этот сборник рассказов при желании несложно было бы превратить в повесть. За небольшим исключением рассказы в этой книге объединяют боли, радости, сомнения и открытия юных героинь – девочек-подростков и молодых девушек, входящих или только что вошедших в мир взрослых. У них разные имена, но схожие судьбы, родственные проблемы. А взрослый мир, как правило, встречает их сурово, серьёзными испытаниями.
Наверное, это потому, что рассказы Натальи Потаповой преимущественно автобиографичны. Автор черпает сюжеты из своего детства, оживляет их собственными ассоциациями, вызывая и у читателя эхо ассоциаций в ответ.
Считаю, что эти рассказы будет полезно прочесть не только подросткам, но и их родителям. Может быть, тогда взрослым будет легче понять своих детей.
Лично мне образы девочек, с любовью и бережностью выписанные Натальей Потаповой, напоминают героев трогательных фильмов Динары Асановой. И те, и другие вырастают, преодолевая конфликты не столько с чужими, сколько с близкими людьми. Непонимание родного человека ранит гораздо сильнее. В основе большинства рассказов лежат именно такие, остро ранящие конфликты: с мамой, учителем, любимым мальчиком. А силой, снимающей пик напряжения. мудрым советчиком, разрешающим тупиковые проблемы, может стать случайно встреченный, совершенно чужой человек.
В рассказе «Лёд» старик-сосед теплом понимания растапливает заледеневшее вмиг от разрыва с любимым сердце девушки так, что она понимает: «у льда не осталось шансов поселиться в моём сердце».
В рассказе «Одинокий» встреченный в подъезде смешной выпивоха вызывает у героини неожиданные чувства сострадания, и через эти чувства она освобождается от собственной обиды «на весь мир».
Подобными спасителями для душ героинь Потаповой становятся то учитель, то мальчик-сосед, то врач…
Немаловажную роль автор отводит деталям – предметам или едва заметным жестам, благодаря которым читатель полнее представляет себе картину происходящего:
«…он обрадовался, как ребенок, загремел чашками, достал яблочный пирог. Я хлебнула горячего напитка и обожглась болью – сегодня, чтобы не плакать при расставании, прокусила губу…»
“На курносом лице мальчика появился рисунок из света и тени, словно сплетенный солнцем и клёном…”
«Всплыли в памяти грубые натруженные руки, слеза, стекающая по небритой щеке… и пуговица от пальто, держащаяся на последней нитке…»
Есть у героинь рассказов и антиподы. Это могут быть и взрослые люди, как, например, Вениамин из «Лыжной баллады», и ровесница Лина из рассказа «Всё не так, ребята». Они смотрят на мир через перевернутый бинокль эгоиста.
Сами же героини Натальи Потаповой – открытые, ищущие понимания и желающие приносить счастье другим солнечные души.
Одна из них (на мой взгляд, это и есть их главное объединяющее) в порыве чувств обращается к звёздам с молитвой:
«Пожалуйста, пусть все мои близкие встретятся и смогут узнать друг друга. Все-все: деды и бабушки, братья и сестры, дети, родители и друзья… живые и мертвые. Я хочу знать, как жил и чем дышал каждый человек, который сберёг и дотянул ниточку жизни до меня…»