Легенды Царьграда
1
Kazhdan A. Patria // The Oxford Dictionary of Byzantium. New York, Oxford, 1991. P. 1598.
2
Это название происходит от имени Македонской династии, правившей с 867 до 1056 года.
3
Лемерль П. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до X века / Вступ. ст. и пер. с франц. Т. А. Сениной (монахини Кассии). СПб., 2012.
4
«Темными веками» в византинистике обычно называют два столетия с середины VII до середины IX века.
5
К сожалению, на русском языке отсутствует обобщающий справочник по топографии и памятникам Константинополя. О топографии Города см.: Janin R. Constantinople byzantine: dévelopment urbain et répertoire topographique. Paris, 1964; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topograhie Istanbuls. Byzantion – Konstantinupolis – Istanbul bis zum Beginn des 17. Jahrhunderts. Tübingen, 1977; http://constantinople.ehw.gr/forms/fmain.aspx; о церквях см.: Janin R. Le siège de Constantinople et le patriarcat oecumenique. T. III. Les églises et les monastéres (La géographie écclesiastique de l’Empire Byzantin; 1). Paris, 1969. На русском языке см.: Попов И. Н. и др. Константинополь // Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. С. 134–193; Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу. М., 2020 (с новейшей литературой).
6
Дальнейшие внутритекстовые ссылки будут даваться по этим книгам с указанием глав.
7
Она не сохранилась, но ее можно реконструировать на основании более поздних редакций С и М, которые происходят от нее напрямую.
8
Полное количество списков до сих пор неизвестно и источниковедческая работа с ними еще не проведена, см.: Accounts of medieval Constantinople: The Patria / transl. by A. Berger. Cambridge (Mass.); London, 2013. P. vii – xxi. Там же см. английский перевод Патрий с кратким комментарием.
9
Scriptores originum Constantinopolitanarum / ed. Th. Preger. Leipzig, 1901. Fasc. 1. P. 74–108; Die Erzählung vom Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische Edition mehrere Versionen / ed. E. Vitti. Amsterdam, 1986.
10
Dagron G. Constantinople imaginaire: Études sur le recueil des “Patria” (Bibliothèque Byzantine. Études; 8). Paris, 1984. Там же см. французский перевод фрагментов Патрий, рассеянный по тексту книги.
11
Berger A. Untersuchungen zu den Patria Konstantinupoleos. Diss. (ΠОIΚIΛΑ ΒΥΖΑΝΤIΝΑ; 8). Bonn, 1988. Там же см. немецкий перевод топографической редакции Патрий, рассеянный по тексту книги.
12
Полный перевод этого произведения с научным комментарием готовится в настоящее время к публикации И. Е. Суриковым, О. Л. Габелко и А. Ю. Виноградовым. Мы приносим сердечную благодарность нашим коллегам за возможность воспользоваться совместными наработками.
13
В работах некоторых историков Гесихий иногда предстает христианином, но последние работы, посвященные реконструкции его трудов, чаще склоняются к тому, что он к христианству относился резко негативно и был язычником. См., например: Kaldellis A. The works and days of Hesychios the Illoustrios of Miletos // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 2005. Vol. 45. P. 381–403.
14
Заголовок «Παραστάσεις σύντоμоι χρоνικαί» стоит в начале всего текста, однако возможно, что он относится только к первой его части (Par. 1–26, с лакуной между гл. 5 и 6, восстанавливающейся по компиляциям, ср. ниже), от которого продолжение текста отделено заставкой.
15
Treu M. Excerpta anonymi Byzantini ex codice Parisino Suppl. Gr. 607 A. Ohlau, 1880.
16
Издание текста и английский перевод: Cameron A., Herrin J. Constantinople in the Early Eighth Century. The «Parastaseis Syntomoi Chronikai». Leiden, 1984. Существует также болгарский перевод: Градските легенди на Константинопол / Пер. И. Вульпе. Б.м., б.г.
17
Так мы будем давать в тексте ссылки на «Краткие представления из хроник», перевод которых в настоящем издании дается после Патрий.
18
Вопреки Бергеру, конъектура ἐφ’ ἡμῶν («при нас») необходима, так как стоящее в рукописи εὐφημῶν («прославляющий») бессмысленно.
19
См. комм. к Par. 56.
20
Полный перевод с подобным комментарием см. в: Виноградов А. Ю., Захарова А. В., Черноглазов Д. А. Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников. СПб., 2018. С. 397–435. Мы сердечно благодарим наших коллег за возможность воспользоваться совместными наработками.
21
В Патрии некоторые части этого рассказа представлены в сокращении, но мы даем его полный перевод по изданию Т. Прегера (Scriptores originum Constantinopolitanarum… Fasc. 1. P. 74–108); позднейшее, но не слишком удачное издание: Die Erzählung über den Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische Edition mehrere Versionen / ed. E. Vitti. Amsterdam, 1986.
22
Efthymiades S. Diegesis on Hagia Sophia from late Antiquity to tenth-century Byzantium // Byzantinoslavica. 2015. Vol. 73. P. 11–18.
23
Так называемая Неа экклесиа («Новая церковь») была одним из главных архитектурных проектов императора Василия I Македонянина.
24
В переводе Патрий в квадратные скобки ([]) помещены наши дополнения, необходимые для лучшего понимания текста, в угловые (<>) – фрагменты текста из других рукописей или редакций, в фигурные ({}) – слова, которые были включены в текст ошибочно древними переписчиками.
25
Гесихий считает начало единоличной власти Августа от битвы при Акции 2 сентября 31 г. до н. э., которая послужила началом отсчета учрежденной Октавианом «Актийской» эры.
26
Константин Великий фактически стал единственным правителем Римской империи после победы над Лицинием 18 сентября 324 г.
27
Константинополь был освящен 11 мая 330 г. Город был официально нареченный Новым (или Вторым) Римом.
28
Ср. Геродот. История IV, 138; VI, 5.
29
Ср. Зосим. Новая история II, 36, 1.
30
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 14.
31
Барбисий (позднее Хартарик и Пектинакорий) – совр. Кагитхане-Су, текущая с высот Акпианар к верховьям Золотого Рога; Кидар – совр. Алибей-Су, также впадающий в Золотой Рог.
32
Нимфа, дочь Марина. Алтарь Семестры находился в совр. Алибейкёе. Ср. Дионисий Византийский. Анапл 24.
33
Мегары – древний греческий город на границе Средней Греции и Пелопоннеса.
34
Мифический царь Мегар.
35
Инах – речное божество Аргоса, сын Океана и Фетиды, позднее отождествлявшийся с мифическим царем Арголиды.
36
«Бычья переправа». Совр. пролив Босфор.
37
Т.е. Рогатой.
38
Имеется в виду (Золотой) Рог, залив на западной стороне Босфора, омывающий с севера Византий. На самом деле, залив получил название по сходству своей формы, со множеством бухточек, с рогом оленя (ср. Страбон. География 7, 6, 2).
39
Коза, согласно мифам, выкормившая младенца Зевса на Крите своим молоком. Именно с ней связано появление понятия «рог изобилия».
40
Дионисий Византийский (Анапл 24) уточняет, что у Кероессы «по обеим сторонам лба выступали как бы образы рожек».
41
Подразумевается нимфа – эпоним города Визе в Восточной Фракии.
42
Начало акведука, снабжавшего водой Константинополь, находилось около Визе, приблизительно в 250 км к западу.
43
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 17.
44
Вероятно, речь идет об охоте.
45
Местность на восточном берегу Босфора (совр. Ускюдар), прямо напротив Византия.
46
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 109.
47
Аполлон и Посейдон названы также строителями стен Илиона (Гомер. Илиада 21.441–457). Ср. Зосим. Новая история II, 36–37.
48
Стены Византа – либо фикция, либо не оставили после себя археологических свидетельств.
49
Ср. Дион Кассий. Римская история LXXV, 10, 1–6.
50
Ср. Дион Кассий. Римская история LXXV, 14, 4–6.
51
Ср. надпись IOSPE I>2 179 из Ольвии о башне, которую Пантакл в конце IV в. до н. э. посвятил Гераклу и народу, а также Птолемей. География IV, 4, 3. Из других источников данная башня в Константинополе не известна: возможно, здесь произошло смешение со башнями Ираклия – концом сухопутной стены у Золотого Рога.
52
Возможно, речь идет о контрминных ходах для борьбы с подкопами стен.
53
Сведения Гесихия о храмах и алтарях богов и героев легендарны.
54
Дочь Урана и Геи, мать олимпийских богов. Нередко отождествлялась с малоазийской Великой матерью богов, святилище которой Дионисий Византийский (Анапл 52) локализует в южной части европейского берега пролива.
55
Т.е. храм Форутны.
56
Cp. Дионисий Византийский. Анапл 9.
57
Вероятно, близнечная символика культа сочетается с особенностями ландшафта – слиянием двух рек.
58
С утверждением христианства Диоскуры (в античном мире почитавшиеся как покровители путешественников и мореплавателей) стали отождествляться со святыми врачами Космой и Дамианом, чьи мощи были перенесены в Константинополь императором Юстинианом. Их храм располагался у начала залива Золотой Рог, т. е. там, где Гесихий помещает святилище Диоскуров.
59
Предание об алтаре Ахилла порождено, очевидно, баней Ахилла.
60
Дионисий Византийский (Анапл 63) локализует святилище Амфиарая в средней части европейского берега Босфора.
61
Согласно Иоанну Малале (Хронография 291–292, 324, 345), это были два храма, упраздненные Феодосием I.
62
Вероятно, западный край первого холма; ср. Дионисий Византийский. Анапл 6.
63
Это имя связано с названием горного массива Гем (совр. Стара Планина) во Фракии. Гем фигурирует как сын Борея и Орифии, дочери афинского царя Эрехтея, брат крылатых Бореадов Зета и Калаида, участники похода аргонавтов.
64
Ang. доб.: А этот Гем, намереваясь воевать с Византом, обратился за прорицанием к Аполлону и получил в ответ следующее:
Вот что предвестило Гему прорицание. Я же восхищаюсь ниспосланной свыше заботой Бога о Византии – такой, какая и всегда свойственна человеколюбивому Богу: с помощью Своего предвидения всегда заранее совершать благодеяния тем, кто еще только в будущем почтит Его. Потому Он и давал пророчества, которые, хоть и шли от врагов, но все-таки оказывались полезны Византию.
65
Имя этого персонажа, хотя он и назван далее царем скифов, связано с одрисами, крупнейшим из фракийских племен, создавшим мощную державу в V–IV вв. до н. э. и контролировавшим территории близ от Византия.
66
Т.е. Нижний Дунай.
67
Очевидно, здесь подразумевается скифский царь Атей, возглавивший в середине IV в. до н. э. значительное государственное объединение в низовьях Дуная (Истра) и по западному берегу Черного моря (так называемая Малая Скифия) и разгромленный Филиппом II Македонским в 339 г. до н. э.
68
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 59.
69
У Стефана Византийского его зовут Стройб.
70
Ср. ниже, 23, откуда следует, что, скорее всего, это были фракийцы или вифинцы.
71
В действительности, скифы после разгрома царства Атея больше ни в какой связи с Византием в источниках не фигурируют.
72
Намек на Филиппа Македонского или афинян?
73
Родосцы в союзе с царем Вифинии Прусием I в 220 г. до н. э. вели войну против Византия, добиваясь отмены введенных им пошлин на проход через пролив (см. Дионисий Византийский. Анапл 47). Неясность описания этих событий Дионисием Византийским могла заставить Гесихия записать родосцев в число союзников Византия.
74
Т.е. правитель.
75
Это имя фракийского происхождения нигде не встречается.
76
Здесь возможна и аллюзия на симполитию (объединение в одно государство) между Византием и Халкидоном в III в. до н. э.
77
Совр. Курба(га)лы Дере.
78
Калхант – сын Фестора и Полимелы, прорицатель, принимавший участие в Троянской войне. О его сыне Халкидоне сообщает только Гесихий.
79
Это фантазия самого Гесихия или его источника, построенная на созвучии названий двух городов: Халкидон, несомненно, был колонией Мегар.
80
Из-за противодействия фракийцев (ср. Дионисий Византийский. Анапл 53) или вследствие неблагоприятного характера течений (ср. Полибий. История IV, 43-44).
81
В Мегарах и некоторых мегарских колониях высшее должностное лицо именовалось именно βασιλεύς («царь»).
82
Первоначально Анаплом называлось плавание вверх по Босфору, однако в византийское время так стала называться местность на европейском берегу Босфора (также Ксирокрина; у совр. Куручешме).
83
Вероятно, все тех же фракийцев.
84
Высшим (эпонимным) магистратом в полисе византийцев был гиеромнамон. Впрочем, стратеги Византия известны по надписям.
85
В античной традиции аисты традиционно считались птицами, истребляющими змей.
86
Главным недостатком местоположения Византия был дефицит хорошей питьевой воды. Поэтому сооружение цистерн, служивших для ее запаса, было весьма актуальной задачей для жителей города.
87
Тиана – город в малоазийской области Каппадокия.
88
Аполлоний Тианский, известный философ-неопифагореец I в. н. э. В других источниках о пребывании Аполлония в Византии ничего не сказано, однако он и в самом деле мог побывать здесь во время своих многочисленных странствий (см. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского).
89
В начале второй половины IV в. до н. э. в Византии, напротив, засвидетельствовано демократическое устройство.
90
Леонт – единственное несомненно реальное историческое лицо из числа политических деятелей Византия, упомянутое Гесихием. Он был известен также как философ, ученик Платона, и писатель, автор ряда произведений, в том числе и сочинения о войне Филиппа против Византия, в которой он стоял во главе своего города. Филиппу будто бы удалось скомпрометировать Леонта в глазах сограждан, и тот был вынужден покончить с собой.
91
Царь Македонии в 359–336 гг. до н. э.
92
Осень 340 – весна 339 гг. до н. э.
93
Активное использование передовой на тот момент осадной техники Филиппом в войне против Византия отмечают и другие источники.
94
Ср. легенду о спасении Рима гусями.
95
Практика, хорошо известная в античности и Византии. Впрочем, в стенах Феодосия II практически нет сполий, которые активно использовались в частях стен, построенных в средне- и поздневизантийский период.
96
Слово Τυμβоσύνη уникально, и в других источниках такая стена Константинополя не упоминается.
97
О сюжетах, связанных со спасением города Гекатой см. Дионисий Византийский. Анапл.
98
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 65. Судя по всему, данное морское сражение было последним эпизодом войны, связанным с попыткой македонского флота прорваться из Понта Эвксинского в Мраморное море через самое узкое место пролив.
99
Имеется в виду, скорее всего, т. н. мыс Быка, близ Хрисополя и прямо напротив Византия.
100
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 110.
101
Флот афинян, византийцев и их союзников навязывал столкновения с македонскими кораблями, но эти стычки были не слишком масштабными, так как воины Филиппа уклонялись от борьбы с более многочисленными военно-морскими силами противника.
102
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 110.
103
Т.е. в Египет.
104
Дионисий Византийский. Анапл 110, напротив, называет ее наложницей.
105
Харет был отозван ввиду недовольства афинских властей его действиями, и командование флотом у него перенял Фокион, добившийся несколько бóльших успехов. Однако между отплытием Харета и приходом к власти в Византии Протомаха нет никакой связи.
106
Нет полной ясности с тем, о каких именно фракийцах тут идет речь.
107
Легенда о медных (или бронзовых) трофеях на Милии могла возникнуть из-за стоявших на нем статуй Гелиоса на колеснице, Фортуны, Константина I и Елены, а также конных изваяний Траяна, Адриана и Феодосия II.
108
Ср. Дионисий Византийский. Анапл 79.
109
Автор противоречит сам себе, так как выше (3) он связывал это прорицание непосредственно с аргивянами как первопоселенцами.
110
Герой эпоса об аргонавтах.
111
Знаменитое святилище Зевса Урия у устья Понта; см. о нем Дионисий Византийский. Анапл 92-94.
112
Иерий был захвачен и разрушен Прусием I во время войны против византийцев.
113
Герой мифа о Золотом руне, якобы умерший в этом месте.
114
Обращает на себя внимание близкое сходство этого имени с именем полководца Селевка Каллимеда, у которого византийцы выкупили святилище Зевса Урия – за большие деньги и незадолго до войны против Родоса и Вифинии в 220 г. до н. э.
115
Не вполне ясно, когда именно произошло подчинение Византия римлянам.
116
Септимий Север, уроженец Африки, пришел к власти в результате гражданской войны, в которой его противниками были Дидий Юлиан, Песценний Нигер и Клодий Альбин.
117
Гай Песценний Нигер Юст – римский политический деятель, уроженец Италии. Будучи легатом Сирии, в 193 г. был провозглашен императором. Вступил в борьбу в Септимием Севером и поддержавшим его Клодием Альбином. Весной 194 г. его войско было разбито около г. Исса, а сам Нигер вскоре был убит.
118
Ср. Геродиан. История III, 6, 9.
119
Осада города шла более двух лет и завершилась в конце 195 г.
120
Перинф – колония Самоса на побережье Мраморного моря (совр. Мармара Эрегли), примерно в 100 км к западу от Византия. В Гераклею Перинф был переименован в III или IV в. н. э.
121
Нигде более не упоминается.
122
Существовало несколько версий этимологии этого имени: от статуи Зевса Конного (Ζεὺς ἵππιоς), от некоего Зевксиппа, от ζεῦξαι ἵππоυς «запрячь коней» (ввиду близости Ипподрома).
123
Должность эфоров («надзирателей») существовала в Византии до 1204 г. Нельзя исключать, что эта легенда об эфорах связана с монастырем Эфора в соседнем квартале Зевксиппа. О яйцах, как знаках эфоров, ничего не известно.
124
Это уникальное свидетельство о бронзовой облицовке поворотных столбов – мет. Возможно, речь идет об овах (яйцах) на карнизе.
125
Септимий Бассиан, император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август, более известный как Каракалла.
126
Ср. Евстафий Солунский. Схолии к Дионисию Периэгету 803, 40-43. Речь шла, скорее всего, о colonia Antoniniana как почетном наименовании города.
127
Текст испорчен; имеется в виду, несомненно, смерть названных императоров.
128
Гл. 37–41 – вставка в текст Гесихия, сделанная автором Патрий. Если эти 655 лет отсчитываются от взятия Византия Септимием Севером в 195 г. н. э., то Византа он помещает в 460 г. до н. э. Хотя в реальности город был основан в 667 г. до н. э., сам Гесихий помещает Византа за два поколения до Филиппа Македонского, осаждавшего город в 340 г. до н. э.
129
Автор Патрий смешивает данные Гесихия, делая из Нигера (см. гл. 34) царя Византия и союзника и свата Севера, а из Тимесия (см. гл. 30) – отца Нигера.
130
Ср. II, 82; III. 37.
131
Альтернативное название греческого огня. Т. е. бани обогревались якобы при помощи нефти.
132
Возможный намек на братьев-Диоскуров (см. I, 35).
133
Обелиск из каменных блоков, покрытый позолоченной бронзой или медью (совр. Ёрме Дикилиташ): был построен Константином VII.
134
Цистерна, в которую были превращены субструкции Сфендона после землетрясения 557 (?) г.
135
Действительно, Септимий Север умер в 211 г., через 17 лет после осады Византия, однако не в Риме, а Эбораке (совр. Йорк в Англии).
136
Имеется в виду Форум Константина на главной улице города – Месе; от него сохранилась колонна Константина (совр. Чемберли Таш). Он действительно находился за пределами стен Византия.
137
Патриографы приписывали Константину I строительство десятков церквей – на самом деле, достоверные источники относят к нему всего несколько, а археологических подтверждений нет почти вообще.
138
Тема соперничества старого и нового Рима была очень популярна в ранневизантийской литературе.
139
Легендарная этимология. На самом деле, Стратигий был местом военных смотров.
140
О статуе Елены († 330), матери Константина I, на порфировой колонне посреди Августея сообщает также Иоанн Малала (Хронография 321).
141
Популярная легенда о создании константинопольского Сената.
142
Ср. I, 63–66.
143
Строительство акведука Константином I (или Констанцием II) – миф патриографов, однако достоверное строительство им терм и фонтанов предполагает наличие водопровода в городе.
144
Имеется в виду Форум Константина.
145
Ang. доб.: У основания этой колонны и на подходах к ней были помещены изображение Честнóго Креста, мощи святых, те корзины, в которых хранились хлебы благословения, два креста разбойников и сосуд со святым миром для укрепления и верности. Если же, как говорят некоторые, сенат убедил тогда также и палладий, пресловутый символ удачи, перевезти из Рима и поставить у основания колонны, то это было сделано всецело ради тех мужей, которые привыкли стремиться к баснословному вздору.
146
От сотворения мира = 1106 г. н. э.
147
Т.н. Большая комета X/1106 C 1.
148
Доб. в В.
149
В столице, действительно, было два здания Сената, построенных Константином: одно составляло северную сторону Форума Константина, а другое (Магнавра) находилось на Августее.
150
Святилище Зевса в Додоне (Эпир) было знаменито своим древнейшим в Греции оракулом. В Додоне почиталась стоячая статуя Зевса Керавния («Громовержца») с перунами в руке (сохранилось несколько античных версий).
151
Ср. II, 39, 78; Par. 61.
152
Ang. доб.: Император же не только воздвиг в Константинополе славные здания в подражание Риму и Капитолий, но также щедро построил божественные и священные храмы: и храм святой Ирины, чтимых, верховных Христовых учеников и святого Мокия, и храм архангела Михаила, что у Пристани и что в Сосфене, где, как утверждает Сократ, Константин и увидел и услышал много необыкновенных знамений.
153
Согласно Бергеру, в качестве жетонов для получения хлеба использовались окаменевшие стебли лилий.
154
Здесь заканчивается текст Гесихия и начинается собственно текст Патрий.
155
См. III, 1–3.
156
См. II, 96.
157
См. III, 1.
158
См. III, 2.
159
Стена Византия археологически не фиксируется. Автор Патрий провел ее маршрут по площадям и аркам к востоку от Форума Константина. Но в действительности стена Византия и до, и после Севера шла западнее, в районе Форума Константина.
160
Стена Константина археологически не фиксируется. Морские стены, приписываемые здесь Константину, возникли не ранее 438 г.
161
Ср. II, 54.
162
Основание Константинополя здесь датировано правильно по году правления Константина (324 г.) и неверно – по году от сотворения мира (должно быть 5825).
163
Т.е. 11 мая 330 г.
164
Доб. в А и В.
165
Вставка из Гесихия.
166
Празднование дня рождения Константинополя 11 мая было учреждено по образцу дня рождения Рима 21 апреля.
167
Т.е. в 330 г. 25-й год царствования Константина отсчитывается от его провозглашения августом в 306 г.
168
Речь идет о статуе, которая 11 мая вывозилась на Ипподром. См. I, 57; II, 42, 49, 87.
169
Ср. II, 87.
170
См. I, 65.
171
См. III, 22.
172
См. III, 60.
173
См. II, 65; III, 121.
174
Возможно, идентичен каппадокийскому ритору и историку IV в.
175
О нем известно только, что его именем были названы ворота в Городе (см. I, 101).
176
Вероятно, идентичен Гонорату, префекту Константинополя в 361 г.
177
Евтихиан и Евтропий – историки, действительно участвовавшие в персидском походе Юлиана.
178
Вероятно, идентичен митрополиту Кизика в 359 г.
179
Известный константинопольский ритор рубежа IV–V вв.
180
Вероятно, идентичен автору древних «Патрий» VI в.
181
В гл. 59–60 перечислены преимущественно постройку верхней части Большого дворца, в т. ч. и возведенные после IV в.
182
Т.е. на верхней террасе Большого дворца.
183
На самом деле, части Большого дворца, перечисленные в I, 59–60, – это не постройки Константина I, а дворцовые здания, существовавшие к концу Х в.
184
Ср. I, 40.
185
Ср. I, 40.
186
Ср. I, 41.
187
Вероятно, это была статуя сатира с козлиными ногами; ср. II, 47.
188
См. II.
189
Ср. I, 44.
190
Все 12 сенаторов в этом списке, кроме Скомбра («скумбрии»), отождествляются с историческими персонажами Константинополя, но не эпохи Константина I, а 360–395 гг.
191
См. III, 36.
192
См. III, 23.
193
См. III, 99.
194
Военный комит во Фракии в 377 г.
195
Препозит в 360-е гг. См. также III, 35.
196
Секунд Салюстий – префект претория Востока в 360-е гг. См. также III, 35.
197
Префект Города в 362 г. Цистерна Модеста находилась к югу или юго-западу от Св. Апостолов.
198
При Константине не было войн с Персией. Этот поход, как и фигура спальничего Евфрата, заимствован из позднего «Жития Константина».
199
Ок. 11952 кг. Фантастическая цифра, связанная с числом дней года.
200
На самом деле, ее построил, вероятно, Филоксен, консул 525 г.
201
Император Константин V, имевший прозвище Каваллин («Лошадник»).
202
Агриколай («Диколай») – насмешливое прозвище патриарха Николая IV Мистика (901–907, 912–925).
203
Жена одного из высоких чиновников (иканата) из знатной семьи Склиров.
204
Патрикий Феодор Велона известен в 944–959 гг.
205
Вероятно, идентична Феофано, дочери Маманта и жене Константина, младшего сына Романа I.
206
Известны два Контомита: Константин и его зять Варда, сын Сергия, дяди Михаила III и патриарха Фотия.
207
Из других источников неизвестен.
208
Ср. I, 45.
209
Т.е. по северному и южному берегам Города. Древность этих портиков неизвестна.
210
Т.е. по обеим сторонам Месы и ее южного рукава. Однако портики Константина шли только от Милия до Форума Константина, а остальная часть была построена лишь на рубеже IV–V вв.
211
Т.е. из Фракии.
212
Константин I дважды совершал походы в Малую Скифию (на Нижнем Дунае) – в 328 и 332 гг.
213
Здесь перечислены поздние (кроме Констанцы) города, взятые императором Иоанном I Цимисхием во время похода на болгар («скифов») в 971 г.: Преслав, Доростол и Плиска.
214
Имеется в виду египетский патриограф IV в. или философ-неоплатоник V в.
215
Этимологическая легенда, производящая название района от лат. armatus («оружие»). Ср. III, 61.
216
Ср. Par. 73. Во имя Константа II.
217
Григорий Ивирица – тесть узурпатора Константина Дуки, поднявшего мятеж в Константинополе в 913 г.; Иоанн Тувакий – его оппонент, к которому, очевидно, перешел дом Ивирицы.
218
Род Акрополитов прослеживается только с XII в. Возможно, здесь это имя связано с соседним Акрополем.
219
См. III, 1–18.
220
Т.е. в 413 г. На самом деле, Трисвятое было введено в 438/9 г., на пятый год патриаршества Прокла.
221
Амаликиты – здесь обозначение варваров. Хацицарии – армянская иконоборческая секта средневизантийского периода, почитавшая только крест.
222
См. II, 78.
223
См. III, 11.
224
Рук. доб.: и здесь же об Адиабене.
225
Гл. II, 1–15, 17 представляют собой фрагмент словарных выписок на букву α из Иоанна Лида (VI в.), преимущественно об ἀγάλματα «статуях».
226
Адиабена – царство в Северной Месопотамии, на территории древней Ассирии, со столицей в Арбеле (совр. Эрбиль в Ираке). Имя Адиабена – приспособление арамейского названия Хадьяб, однако здесь перетолковано как ἀ-διαβήνη «непроходимая».
227
Имеется в виду статуя Януса.
228
Имеется в виду античный счет на пальцах (у Бергера ошибочно понят как счет при помощи камешков).
229
Возможно, речь идет о статуе Мойры.
230
Башню обычно держала персонификация города.
231
Имеется в виду статуя Гермафродита.
232
Или: ветрами.
233
Геракл держит в руках яблоки Гесперид.
234
Лакуна, восстановленная Прегером по ватиканской рукописи.
235
Илиада 1, 200; 2, 400 и др.
236
Одиссея 7, 36.
237
Греческое божество мужской потенции.
238
Египетский бог неба и солнца, изображался в виде сокола.
239
Греческая богиня домашнего очага.
240
Греческая богиня Земли.
241
Правильно – Никатор. Селевк Никатор – диадох, основатель Селевкидской державы и ее первый царь (312–281 гг. до н. э.).
242
Антиох I Сотер, царь Селевкидской державы (281–261 гг. до н. э.).
243
См. Плутарх. Сравнительные жизнеописания 31–32.
244
На самом деле, рога появляются на изображениях Александра Македонского, когда он был объявлен сыном Амона, чьим священным животным был баран.
245
Патрицианские тоги с широкими полосами.
246
Бергер считает, что такие одежды носили послы, однако здесь их явно носят византийские сановники.
247
В действительности, слово заимствовано из латинского языка.
248
Главы регионов Города.
249
Статуя Елены на Августее нигде более не упоминается.
250
От латинского gustare «вкушать».
251
На самом деле, Викторий.
252
Ср. II, 15.
253
Знаменитый полководец Юстиниана I, консул 535 г., попавший в конце жизни в опалу († 565).
254
Король вандалов (530–534).
255
Средиземноморское побережье совр. Марокко.
256
Эта история заимствована из Прокопия Кесарийского (О войнах 4, 6), вероятно, через какую-то средневизантийскую хронику.
257
Доб. в С. Это первое свидетельство легенды, которая легла затем в основу «Повести о Велизарии» XIV в. Возможно, здесь отразилась история Симватия, полководца Михаила III (842–867), которому за мятеж выкололи глаза и посадили просить милостыню в квартале Лавса.
258
Ср. Par. 16.
259
Согласно Par. 16., в северо-восточной.
260
О нем писал также грамматик Присциан ок. 500 г.
261
Возможно, первоначально имелся в виду гороскоп на 36 лет.
262
Иоанн Диакриномен – церковный историк VI в.
263
Ср. II, 105; Par. 71.
264
Ср. Par. 23.
265
Ср. Par. 22.
266
Совр. Фламур дере.
267
Клон императора Василиска (474–476), свергшего Зинона, и свергнутый им.
268
Согласно Дионисию Византийскому (Анапл 19), это был храм Аполлона.
269
Здесь отразилось уничтожение дворца св. Маманта болгарским ханом Крумом в 813 г., который забрал с ипподрома среди прочих статую морского змея.
270
Ср. Par. 25.
271
Ср. Par. 86.
272
Ср. Par. 22.
273
Или: гороскопы. Т. е. попробует изменить судьбу (восстав против императора).
274
Из других источников неизвестен.
275
Об истории Платона ничего более не известно.
276
Ср. Par. 28.
277
Ссылка на известного церковного историка VI в. Феодора Чтеца – фикция.
278
Должность хартулярия (хранителя бумаг) существовала в Городе в VII–IX вв., однако этот Имерий из других источников неизвестен.
279
Их других источников неизвестен.
280
Вероятно, фиктивный персонаж.
281
Ср. Par. 29.
282
На самом деле, к северу.
283
Т.е. к югу Анемодулия, на северной стороне Месы.
284
Ср. Par. 30.
285
Имеется в виду храм св. Евфимии в квартале Оливрия. Эта церковь была построена, возможно, действительно при Юстине I, но не его женой, а Юлианой Аникией, не любившей династию Юстина. Статуя приписана императрице Евфимии (+ 523/4) – очевидно, из-за названия церкви.
286
Ср. Par. 32.
287
Многие исследователи ставят ее существование под сомнение, так как первая жена Зинона Ариадна после его смерти вышла замуж за следующего императора Анастасия.
288
Согласно словарю «Суда», Аркадию и погребли в этом храме.
289
Имеется в виду, вероятно, северный портик Месы, шедший вдоль Августея.
290
Ср. Par. 33. Пульхерия († 453) пользовалась большим почитанием в Византии как организатор IV Вселенского Собора.
291
Ср. Par. 80. См. Палатинская антология 16, 69 (где эти стихи приписаны Асклепиаду или Посидиппу, а не Секунду – софисту I в.):
«Градоначальник [воздвиг] Юлиан василевса Зинона».
«Спутницу жизни Зинона [воздвиг] Юлиан Ариадну».
292
В рукописи ошибочно: две.
293
Цезарь (351–354), брат Юлиана.
294
Ср. Par. 78. Бергер считает, что они, как и последующие объекты, стояли над «воротами Заботы», которые вели с Месы на Августей.
295
Ср. Par. 44а.
296
Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света.
297
Арабские путешественники Харун-ибн-Яхъя и Аль-Харави приписывают их установление Аполлонию Тианскому, а им самим – магическую силу.
298
Вероятно, в северном портике Месы.
299
Ср. II, 76, 104а; Par. 77.
300
Ср. II, 89.
301
Ср. Par. 34.
302
Ср. I, 13.
303
Ср. Par. 35.
304
Две последние женщины ниоткуда более не известны.
305
Ср. Par. 67.
306
Административные единицы (генерал-губернаторства), появившиеся только в «темные века».
307
Поздняя этимологическая легенда.
308
Ср. Par. 36.
309
Возможно, эти статуи стояли в южном портике начала Месы.
310
Эти танцы были важной частью придворных праздников. При Ираклии пляски были перенесены из Трибуналия в другие дворы и залы Дворца.
311
Ср. Par. 74.
312
Эта статуя стояла между Магнаврой и Армаментом, на полукруглой террасе.
313
Некое изображение Фоки было сожжено на Ипподроме после его свержения (Пасхальная хроника 701).
314
Преподобный Феодор Сикеот (ок. 553 – 613 гг.).
315
DF доб.: Когда император Маврикий ударил его манглавиями (ибо этот Фока дерзнул прицепить к копью записку, которую он принес, прибыв из Лонгивардии (или: Лангобардии), так как войско послало его оттуда по поводу своего жалования), он, предъявив эти претензии в день скачек (а на Ипподроме был мятеж) и получив гарантию безопасности, взял сменных лошадей и уехал, а оставшимся подрезал сухожилия. Он уехал в Лонгивардию, еще неся на себе эти раны, и поэтому войско предпочло выбрать его императором.
316
Вся эта история легендарна.
317
Намек на легенду о домах 12 сенаторов, см. I, 63–67.
318
Ср. Par. 82.
319
Речь может идти как о картине или фреске на стене, так и о раскрашенном рельефе. Вардан Филиппик менял мозаичную декорацию на соседнем Милии.
320
Ср. Par. 74.
321
Имеется в виду вымостка двора над цистерной.
322
Каменоломней или печью для обжига извести (?).
323
Цистерна базилики действительно была построена в 532–542 гг.
324
Из других источников неизвестна, однако показательно, что Par. 74 называют цистерну Базилики «Большой цистерной».
325
Перекрытия (?).
326
Доб. в С.
327
Вероятно, речь идет об одной статуе – Феодосия I (ср. Par. 74).
328
Ср. Par. 37.
329
Явно фантастическая трактовка статуи.
330
Болгарский хан (ок. 700–721).
331
У северо-восточного угла Базилики.
332
Это статуя Лисиппа, разрушенная крестоносцами в 1204 г.
333
Консул 322 г.
334
Ср. Par. 38.
335
Про войну Константина с городом Азот (совр. Ашдод в Израиле) ничего не известно. Возможно, имя «азотец» обозначает здесь восточных варваров, как у Кирилла Александрийского (Толкование на малых пророков I, 426) – ассирийцев.
336
Вырезание крестов на лбу у языческих статуй, с целью их «обезвредить», – известная ранневизантийская практика.
337
Ср. Par. 39.
338
Эта уборная находилась в портике Макелла.
339
Ср. Par. 59.
340
Вымышленный персонаж.
341
Имеется в виду статуя Афины, якобы попавшая из Трои в Италию.
342
В Par. 52 лагерь Константина помещается на Форуме Быка.
343
На самом деле, Форум был построен круглым по восточной моде III в. С-образные портики находились между западной и восточной триумфальными арками.
344
Колонна Константина (совр. Чемберлиташ) состояла первоначально из 9 каменных блоков, из которых 3, вместе со статуей, упали при землетрясении 1106 г.
345
В действительности, это была статуя самого Константина в виде Солнца непобедимого.
346
Ср. Par. 40.
347
Имеется в виду Анемодулий.
348
Неясно, что представляла собой эта композиция, даже статуя это была или рельеф.
349
Видимо, вымышленный персонаж, получивший имя от великого римского врача Галена.
350
В 476 г.
351
Свиней привозили из Малой Азии в порт Неорий, откуда гнали на продажу по портику Макриана через Анемодулий до Форума Быка.
352
В 387 г. Статуя Феодосия была разрушена землетрясением в 477 г. и заменена статуей Анастасия I, разрушенной при восстании 512 г.
353
Т.е. на триумфальных арках у западного и восточного выезда на Месу. Статуя Аркадия упала в 557 г.
354
Par. считают ее статуей Феодосия I (379–395), но в реальности это было изваяние Феодосия II (408–450). Беллерофонтом всадника считали потому, что у коня не было упряжи, как у Пегаса, а Иисусом Навином – потому, что он протягивал руку к закату.
355
Это было изображение покоренного варвара, вероятно, на пьедестале статуи тетрархов.
356
Триумфальная колонна с винтовой лестницей внутри.
357
Ср. Par. 56, 70.
358
На самом деле, это Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор.
359
Т.е. первой, более низкой стеной.
360
Эти сведения об императоре Каре легендарны.
361
Ср. Par. 54.
362
Т.е. архиепископ Константинопольский.
363
Ср. Par. 58.
364
Впервые фиксируется в 407 г.
365
Эти порфировые фигуры, называвшиеся в народе «праведными судьями», разбились при транспортировке в Венецию.
366
Ср. II, 97–97а.
367
Это толкование происходит из смешения терминов horreum «зернохранилище» и ὡρоλόγιоν «часы».
368
Вероятно, перепутан здесь с Валентом (ср. III, 57).
369
Название зернохранилища, данное, вероятно, по статуе мифической Ламии – демона, пожирающего детей. Ср. III, 85.
370
В античных городах стояли каменные меры для сыпучих тел, чтобы проверять правильность объемов при продаже.
371
Ср. Par. 41.
372
Лик («волк») – ручей, протекавший через город в Мраморное море.
373
Название Амастриан означает «житель Амастриды», города в Пафлагонии, однако его происхождение неясно.
374
Ср. Par. 42.
375
Имеется в виду Форум Быка.
376
На самом деле, на форуме стояла статуя быка, воздвигнутая, согласно Par. 42, Валентинианом, препозитом при Константе I (337–350), сперва на Ипподроме. Легенда о печи в виде быка возникла в связи с Фаларидом, тираном Агригента на Сицилии, и была использована в мученичествах (например, свв. Евстафия, Пелагии Тарсийской и Антипы Пергамского (согласно Георгию Кедрину, это был именно этот бык)), а здесь перенесена на Юлиана Отступника и Форум Быка, так как здесь с VII в. сжигали преступников.
377
На самом деле, Эксакионий был лишь воротами Аттала (предшественниками Золотых ворот) стены Константина, где заканчивалась Меса и начиналась дорога во Фракию.
378
Скорее всего, имеется в виду землетрясение 447 г.
379
В действительности, название Эксакионий происходит, вероятно, от шестиколонного (ἑξα-κιώνιоς) фасада ворот.
380
Букв «Четырехзанавесный».
381
Т.е., вероятно, до 477 г. – возвращения Зинона в Константинополь. Неясно, о каком именно тетрапилоне идет речь: об Анемодулии или о тетрапилоне у Сигмы.
382
Один из ближайших придворных Феодосия II.
383
Золотые ворота были построены в 408–413 гг. Изваяния пяти слонов образовывали единую группу со статуей Феодосия II, которая упала при землетрясении 740 г., но была восстановлена.
384
Из них только Харисий – исторический персонаж (см. III, 138).
385
См. III, 140.
386
Ср. II, 73.
387
Из других источников неизвестен.
388
Очевидно, статуя Виктории, изображенной как Фортуна Константинополя и разбитой землетрясением 862 г.
389
Ср. Par. 69.
390
В Par. 69 говорится, что это треножник, – видимо, автор Патрий пытается сделать это место более понятным.
391
Т.е. с 334 г. до н. э. до 314 г.
392
Эта история легендарна. В действительности, это могла быть статуя самого Константина I.
393
Ср. I, 43.
394
Возможно, это действительно была нижняя часть обелиска на Ипподроме, высотой ок. 10 м.
395
Префект Города Прокл действительно был ответствен за установку обелиска, как следует из надписи на Ипподроме, но только при Феодосии I (379–395). Патрии смешивают его с известным философом-неоплатоником Проклом, жившим при Феодосии II (408–450) в Афинах.
396
Ср. III, 24.
397
Это была статуя Фортуны с рогом изобилия, пострадавшая при пожаре 510 г.
398
Брат императрицы Феодоры, фактический правитель империи в 856–866 гг.
399
Вероятно, примыкал к Стратигию.
400
Ср. III, 37. Историчность этих сведений сомнительна.
401
Ср. III, 91. Историчность этой заметки сомнительна. Вероятно, это предание связано с ровным местом у дворца Елевферия.
402
Реальная история памятника прослеживается до Фоки, который поставил его в 609 г. над небольшой цистерной (совр. Чифте Сарайлар), и Ираклия, который водрузил на нем крест в 612 г.
403
Это (кроме датировки борделя) подтверждается и другими источниками.
404
Легендарный сенатор, прибывший из Рима с Константином; см. I, 58.
405
Марии, супруги Константина VI.
406
Доб. в ред. С из «Хроники» Симеона Логофета.
407
Фольклорная история, не засвидетельствованная в других источниках.
408
Ср. Par. 53.
409
Галлиен, действительно, подавлял в 262 г. восстание в Византии.
410
Ср. III, 35. На самом деле, храм был построен Юстинианом I в правление Юстина I (518–527).
411
Легенды, основанные на том, что у Милия была арка, а Дииппий связан с лошадьми.
412
Ср. Par. 54.
413
Βίγλα. Настоящую этимологию см. в III, 117.
414
Ср. Par. 72.
415
В действительности, Неорий обновил Леонтий в 698 г.
416
Ср. Par. 69.
417
В 376–378 гг.
418
Ср. Par. 87.
419
На самом деле, в 421 г. Аэтий был префектом Города в 419 г.
420
Ср. Par. 88.
421
В 459 г.
422
Аспар и его сын Ардавурий возвели Льва на престол, но в 471 г. попали в опалу и подняли восстание.
423
Доб. в С.
424
Находился близ Аркадиан, позднее назывался домом Варвара.
425
Василий Ноф – незаконнорожденный сын Романа I, важный государственный деятель середины Х в.
426
Магистр († 627), возглавлявший оборону Города простив персов в 626 г.
427
Возможно, это предание связано с его латинским именем – Bonus.
428
Ср. III, 83.
429
Ср. Par. 60, 76.
430
Никомидия была главной резиденцией Диоклетиана.
431
В этом списке представлены места, которыми византийцы владели к 990 г.
432
Эти скульптуры римского времени (изначально части квадриги) были увезены после 1204 г. в Венецию и хранятся в Сан-Марко.
433
Ср. Par. 19.
434
Ср. II, 104а.
435
Ср. Par. 61.
436
Вероятно, это рельеф, который был на Ипподроме уже к 400 г.
437
Т.е. семь тысячелетий от сотворения мира, которое по византийской эре датировалось 5508 г. до н. э.
438
Нигде больше не упоминается. Современник автора Кратких представлений из хроник.
439
Ср. Par. 62.
440
Имеются в виду рельефы конца IV в. на базе обелиска.
441
Сохранились две базы статуй возницы Порфирия начала VI в. (ныне в Стамбульском археологическом музее).
442
Имеется в виду «змеиная колонна» (ныне в Стамбульском археологическом музее).
443
Гл. 80–81 – выдержка из Иоанна Лида, случайно попавшая в Патрии, ср. III, 1–15.
444
Ср. Par. 64.
445
Неясно, какой именно Валентиниан (или Валент) имеется в виду.
446
Вымышленные персонажи, подражающие древним семи мудрецам и их изречениям, с именами, частично взятыми из античности.
447
На самом деле, Олимпийские игры (которые проводились в Олимпии) были запрещены еще Феодосием I в 394 г.
448
Вероятно, статуя лежащего Геракла работы Лисиппа. Ср. Par. 37.
449
Греч. δῆμоς в византийский период обозначало не столько народ, сколько дим – партию цирка.
450
περικεφαλαία. У Бергера: шлем.
451
Речь Пелопса – намек на гонения Константина V на иконопочитаталей.
452
Ср. Par. 65.
453
Это вставка из Иоанна Лида.
454
Ср. Par. 85.
455
Город в Ликаонии (совр. Конья).
456
Эта легенда зафиксирована уже в VI в. у Иоанна Малалы (Хронография 36). В ее основе лежит, вероятно, ошибочное соединение словарных статей о Медузе Горгоне (с иконийским преданием о Персее, известным по монетам города) и о патрикии Горгонии, заказчике церкви в Антиохии (341 г.). Баня Константина находилась, на самом деле, к северу от Св. Апостолов.
457
Ср. Par. 4.
458
Бергер предполагает, что они могут быть идентичны Заглубленным воротам в стене Ираклия у Влахерн, однако местоположение параграфа показывает, что речь идет о западных воротах Ипподрома, очевидно, засыпанных вместе с подтрибунными помещениями.
459
См. I, 16, 32.
460
Преподобный Савва Освященный был в Константинополе в 512/3 и 532 гг. В его житии ни о каких подобных чудесах не упоминается.
461
Ср. Par. 5.
462
Вероятно, на северо-востоке Ипподрома.
463
Ср. II, 75.
464
Очевидно, фигура юноши-возницы: она смешана здесь со статуей Константина I с Фортуной Города в руке, которую вывозили на Ипподром в день рождения Города.
465
Вероятно, при Феодосии I были устранены языческие элементы праздника.
466
11 мая. Ср. I, 56; II, 42.
467
Ср. Par. 5а.
468
Переделка древних легенд: бронзовые быки в святилище Зевса на Родосе мычали, когда городу грозила опасность, а бронзового быка тирана Фаларида (ср. II, 54, прим.) утопили агригентцы.
469
Ср. Par. 5b.
470
Из других источников неизвестен. Ср. Par. 64, где он назван астрономом и консулом при Льве I.
471
Ср. Par. 5с.
472
Судя по дальнейшему рассказу, Маркиан здесь перепутан с Маврикием: персидское нападение на Византию стало местью за смерть последнего.
473
Из других источников неизвестен.
474
Очевидно, в Халкидоне.
475
Еретик, осужденный на IV Вселенском Соборе 451 г.
476
Вероятно, Сарена (Сарара) в Месопотамии.
477
Возможно, имеется в виду Решайна в Месопотамии.
478
Возможно, за Периттием скрывается персидское имя Пероз.
479
GB доб.: добавив, что одновременно с тем, как он достигнет их, овдовеет.
480
Имеется в виду персидское нападение 609, 617 или 626 г.
481
В храм св. Евфимии у Ипподрома. GB доб.: из-за которой так сильно старался несвященный предатель Акат, желая одержать победу, так как она посрамила положения их ереси.
482
Победа диофизитов на IV Вселенском Соборе в Халкидоне преданием связывалась с мощами св. Евфимии, лежавшими в этом городе: она приняла их исповедание веры.
483
Эта история (ср. Par. 5с) ниоткуда более неизвестна. GB доб.: и почтили как бога.
484
Ср. Par. 5d.
485
Ср. Par. 5d.
486
Вероятно, квадрант.
487
Возможно, в цистерне Мокия.
488
Ариане были изгнаны из Города в 379 г.
489
Поскольку эта местность находилась за стеной Константина, здесь размещались кладбища IV – начала V в.
490
Ср. Par. 6.
491
Совр. Бандырма на южном берегу Мраморного моря.
492
Или: витая лестница. У Бергера: шип. Стиракс – род тропических деревьев, производящих благовонную смолу.
493
Имеется в виду нападение персов в 609, 617 или 626 гг.
494
В 614 г.
495
В 630 г.
496
На самом деле, Иерусалимский.
497
Ср. Par. 7.
498
На самом деле, четыре, как в Par. 7.
499
Имеется в виду Крисп.
500
В источнике рассказа детоубийца Константин, вероятно, сравнивался с Иродом, который превратился здесь в Геродота.
501
В действительности, источник этого рассказа, Филосторгий (Церковная история 14–17), которого автор не упоминает как еретика-арианина, сравнивает Криспа с мифическим Ипполитом, обвиненным в покушении на честь своей мачехи.
502
Эта фраза восходит к Зосиму (Новая история 2, 29).
503
Настоящую этимологию см. в III, 117.
504
Эти персонажи либо жили позже, либо из других источников неизвестны.
505
Ср. Par. 8.
506
На самом деле, это были статуи Афины (из Линдоса) и Амфитриты (или Фетиды).
507
ἐν αἷς σκυτάλαις. Перевод Кэмерон, Херрин и Бергера «дубинками» невозможен (как и обезглавливание дубинками), так как относительное местоимение ὅς указывает на связь многозначного слова σκυτάλη с вышеописанным астрономическим прибором. Вероятно, здесь имеются в виду его стержни или рукоятки.
508
Ср. Par. 9.
509
Имеются в виду хлебы, которыми Христос насытил 5000 человек.
510
По преданию, корзины были положены в крипте, которую замуровали при Феодосии I.
511
Ср. Par. 11.
512
Т.е. кафедральном соборе – синоним Св. Софии.
513
На самом деле, император Кар был отцом Карина, которого сверг Диоклетиан.
514
Герон Александрийский – знаменитый греческий ученый III–II вв. до н. э.
515
Скорее всего, имеется в виду цезарь Галл (ср. Par. 44а).
516
Юлиан, префект претория Востока в 315–324 гг.
517
Известны два крупных чиновника начала IV в. с именем Серапион.
518
Их других источников неизвестен.
519
Неясно, имеет ли это сообщение под собой историческую основу.
520
Ср. Par. 12.
521
Неясно, какие события лежат в основе этого известия.
522
От лат. horreum – «зернохранилише».
523
Ср. II, 51.
524
Дом семейства Кратеров, известного в середине – второй половине IX в., был, вероятно, предшественником Мирелейского дворца.
525
Вероятно, Валентиниан I здесь опять спутан с Валентом.
526
Легенда.
527
У Феодорита Кирского никаких сведений о модии нет, хотя нельзя исключать, что здесь намекается на «Церковную историю» 3, 20, где говорится про серебряные ведра и корзины.
528
Ср. Par. 12.
529
Из других источников неизвестен.
530
Т.е. в 528 г.
531
Ср. Par. 13.
532
Легендарный маг и шарлатан, которого относили к временам Траяна.
533
Ок. 5 и 2,6 м соответственно.
534
Из других источников эта история неизвестна.
535
Ср. Par. 14.
536
Вряд ли имеется в виду историк III в.
537
Ср. II, 28; Par. 14, где горбатым назван Тиверий I Фракиец.
538
Ок. 43,55 кг.
539
Т.е. занимаясь фальшивомонетчеством.
540
В действительности, Аспар и Ардавурий были казнены за мятеж против императора.
541
На самом деле, это была статуя Феодосия II.
542
Ср. Par. 15.
543
Возможно, они украшали нимфей на южной стороне Форума, построенный при Феодосии I (379–395).
544
Это произошло во 2-й половине VIII в.
545
На самом деле, вероятно, с рогом изобилия.
546
Ср. Par. 16.
547
У Бергера: ангелов.
548
Ср. Par. 17.
549
πυξίоν. У Бергера: коробочку.
550
Речь идет о надгробной надписи: Форум стоял за стенами древнего Византия, на месте городского кладбища.
551
Оἱ δὲ στηλωτικоὶ τῶν ἀπоτελεσμάτων ταῦτα πάντα συνιᾶσι. У Бергера: Пророческие записи подтверждают все это.
552
См. I, 23, 79.
553
Ср. Par. 18.
554
На самом деле, это была, очевидно, Виктория с венком.
555
Ср. Par. 19.
556
Ср. II, 76.
557
Ср. Par. 20.
558
Триумфальные арки при въезде и выезде на Месу.
559
Имеется в виду падение статуи Аркадия при землетрясении 740 г.
560
Ср. Par. 10.
561
Первые архиепископы Константинополя: Митрофан – в 306–314 гг., Александр – в 314–337 гг., Павел – в 337–350/1 гг. Это явная фикция, так как Павел стал епископом Константинополя уже после смерти Константина I.
562
Вероятно, при Валенте.
563
Нил Анкирский, церковный писатель V в.
564
Вероятно, автор флорилегия, где были выдержки из Нила Анкирского.
565
Ср. Par. 2.
566
Возможно, намек на то, что храм некоторое время служил кафедральным собором.
567
Знак особого статуса храма.
568
Вероятно, имеется в виду Софийский дворец.
569
Ср. Par. 3.
570
Т.е. сухопутные стены Феодосия II.
571
Т.е. Золотых ворот.
572
В Par. 3 сохранилась оригинальная форма этой истории, где партия Зеленых кричала: «Лев [и] Константин крепко победил», так как описывалось известное по надписям восстановление стен при Льве III и его сыне-соправителе Константине V после землетрясения 740 г., хотя уже там Лев III, превратился в Льва I Великого, который, действительно, был автором закона о воскресном отдыхе.
573
Ср. Par. 3.
574
Ср. Par. 1.
575
В этой легенде реалии (древнее происхождение храма, изгнание ариан из Города при Феодосии I) смешаны с фантазией.
576
В 518–527 гг.
577
Этот раздел основан преимущественно на сведениях Феодора Чтеца и других церковных историков.
578
В 325 г.
579
Андрея, Луки и Тимофея.
580
В 381 г.
581
У Петрия.
582
Св. Иоанна Предтечи.
583
В 681 г.
584
Ираклий и Тиверий – братья и соправители Константина IV, низложенные им сразу после Собора. Здесь этот Тиверий перепутан с Тиверием, сыном и соправителем Юстиниана II (с 705 г.).
585
Автор явно ссылается на свой источник, но непонятно, на какой именно.
586
В 787 г.
587
В 843 г. Позднее этот собор не причислялся ко Вселенским, а получил название Торжество Православия, воспоминание которого введено в литургический календарь (совершается в 1-е воскресенье Великого поста).
588
G: Святую Ирину в Пераме.
589
Должно быть, вероятно, 139: 317 + 139 = 456.
590
В 311 г.
591
Из других источников неизвестен.
592
На самом деле, монастырь был построен Феоктистой, тещей Феофила.
593
Вероятно, идентичен Еленианскому дворцу.
594
Об этой легенде см. I, 63–66.
595
В 388 г. Это обычная легенда о превращении бедняка в императора: колонна и форум Тавра возникли только при самом Феодосии I.
596
На самом деле, Св. Евфимия была перестроена в храм, вероятно, ок. 680 г. из зала дома препозита Антиоха, построенного в 416–418 гг., а ее мощи были перенесены в Константинополь ок. 680 г.
597
В 759 г. Согласно Феофану Исповеднику (Хронография 440), это случилось в 766 г., вероятно, из-за землетрясения.
598
Антииконоборческая легенда: в действительности, храм пришел в упадок, вероятно, после землетрясения 740 г.
599
В 796 г.
600
Ср. Филосторгий. Церковная история 20–22.
601
Имеется в виду Форум Константина.
602
Из других источников неизвестен, но, возможно, связан с проповедью апостола Андрея в соседнем Неории (см. III, 179)
603
В других рукописях – 286, т. е. до 603 г., когда сгорела тюрьма-преторий на Месе.
604
Преторий – резиденция префекта города, с тюрьмой при ней. В Константинополе он впервые упоминается под 396 г., на месте более позднего храма Сорока Мучеников.
605
На самом деле, новый преторий, вместо сгоревшего при восстании 406 г., был построен уже до 425 г. Здесь, вероятно, имеется в виду его восстановление после пожара 603 г.
606
Первый префект Города зафиксирован только в 359 г., а префект Евдоксий ниоткуда не известен. Возможно, он спутан с патриархом Евдоксием (360–370), а в оригинале вместо ἔπαρχоς стояло ἐπίσκоπоς.
607
Св. Анастасий Перс был замучен в 628 г., так что 290 лет здесь отсчитываются от смерти Константина I в 337 г.
608
«Ласточки». Имеется в виду статуя ласточки.
609
На самом деле, вероятно, Маврикием.
610
В 726 г., с чего началось Первое иконоборчество.
611
Он был замазан в 815 г. и раскрыт после 842 г.
612
Т.е. с 312 г. Согласно Par. 48, ее разрушил уже Юлиан.
613
Кто этот Евгений, неясно, но точно не узурпатор на Западе в 390–392 гг.
614
По другим источникам, его построил св. Андрей Критский в начале VIII в.
615
Препозит при Анастасии I. Назван так для различия от действовавшего в то же время евнуха Урвикия.
616
Т.е. в 497 г.
617
См. I, 63. Возможно, идентичен наместнику Сирии после 360 г.
618
Т.е. с 317 по 569 г.
619
На самом деле, форма Στείρоυ – искажение более раннего Τζήρоυ, от имени Феодора Цира, вероятного незаконного сына Юстиниана I.
620
В 457 г.
621
В 532 г., после пожара.
622
В 869 г.
623
Ср. II, 61.
624
G доб.: который поставил Аполлоний [Тианский].
625
Конопий означает «сетка от насекомых» и «защищаемое такой сеткой ложе» (канапе). Какую форму имел этот памятник, неизвестно. Ср. III, 200, где это разрушение приписывается Василию I.
626
Дата строительства храма неизвестна: возможно, Аркадий появился в тексте из-за аркадиан.
627
Подразделение аркадиан было основано ок. 400 г. Число 6000 – новация Патрий.
628
Такая форма – это не описка, так как восходит к Иоанну Малале (Хронография 13, 46).
629
Ср. III, 61.
630
На самом деле, в баптистерий Св. Софии.
631
Крепость в Каппадокии (совр. Гёльчук).
632
Вероятно, этимологическая легенда; ср. II, 27.
633
Ошибка составителя Патрий.
634
На самом деле, монастырь был построен Пульхерией († 453), а Михаилом лишь возобновлен.
635
Вероятно, именно с исцелениями слепых и связано имя монастыря Ὁδηγоί («проводники»). В XII в. здесь известна баня, где было изображено исцеление Христом слепого в Овчей купели.
636
Часть церемоний на праздник дня рождения Города 11 мая.