Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации - стр. 70
Если кому-то из детей нужна физическая помощь, сидящий рядом взрослый из участника занятия превращается в помощника: он может посадить ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он будет помогать ребенку держать предмет, который используется в игре, иногда приходится некоторое время выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движения за ведущим. Таким образом, педагогов в кругу может быть столько же или почти столько же, сколько детей, участвующих в занятии, или 1–2, если в активной помощи взрослых нет необходимости. Обычно в течение года количество взрослых на занятии постепенно уменьшается.
Можно выделить несколько этапов в освоении ребенком игр КРУГа: от пассивного участия и обязательной поддержки со стороны взрослого в играх к активному игровому взаимодействию с педагогами и другими детьми. В зависимости от включенности ребенка в новую для него ситуацию и готовности к взаимодействию со взрослым и со сверстниками он может пройти через все названные этапы, но может быть готов к участию в КРУГе начиная с более сложных игр и форм взаимодействия.
1. Начальный этап предполагает освоение ребенком стереотипа занятия. Взрослый часто вынужден брать инициативу на себя. При этом ребенок может сидеть у взрослого на коленях. Основные игры – это ритмичные стихи-потешки с эмоциональной кульминацией, которая сопровождается действием и на которую ребенок эмоционально положительно откликается (см. «В ямку бух», «Еду, еду к бабе, к деду»).
Роль ребенка при этом пассивна, но в ходе любимых игр он прислушивается к знакомым потешкам, смотрит на других участников КРУГа, по желанию проявляет собственную активность, чтобы попросить взрослого продолжать.
2. Следующий этап предполагает освоение ребенком простых действий по подражанию. На этом этапе ребенок становится более активным, и инициатива взрослого уменьшается. Рассказывая стихи, взрослый инициирует некоторые движения ребенка, а другие он делает сам. В этом случае выбираются ритмичные, сенсорные игры и игры на подражание («Свинка Ненила», «Ты, веревочка, крутись»).
3. На более сложном этапе ребенок готов выполнять простые действия по просьбе педагога, это позволяет ввести в КРУГ кроме уже названных ритмичных, сенсорных и подражательных игр игры на взаимодействие («Тук-тук правая рука», «Пенёк», «Прячем игрушку») и игры по правилам («Одеваем куклу»), эти игры предполагают не только хороший эмоциональный контакт со взрослым, но и формирующийся интерес к сверстникам и взаимодействию с ними.