Размер шрифта
-
+

Лаврский архимандрит Кирилл - стр. 8

.

Отец Кирилл старался проповедовать во время богослужения. Проповеди его были просты и проникновенны. При подготовке к проповеди отец Кирилл использовал жития святых, богослужебные тексты, творения святителей Иоанна Златоустого, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Тихона Задонского, преподобных Иоанна Лествичника и Исаака Сирина, блаженного Августина и других отцов.

Батюшка проповедовал в праздники и в будние дни, часто произносил проповеди на праздник Преподобного Сергия, после акафиста Преподобному Сергию в Троицком соборе или после акафиста Пресвятой Богородице. Тема проповедей часто имела нравственную направленность: «О чистоте души и сердца»[58], «О кротости»[59], «О заповеди любви»[60], «О любви к врагам»[61], «О благодарности Богу»[62], «Об отношении к скорбям»[63] и так далее. Целый ряд проповедей посвящен молитве преподобного Ефрема Сирина[64]. В проповеди «О святых Ангелах и их служении людям» отец Кирилл интересно говорит: «Младенец имеет душу разумную, по чистоте и невинности близкую к духам бесплотным, поэтому Ангел Хранитель неотступно пребывает с душою младенца.

И вот почему нередко из уст детей исходят изумительные премудрые слова, точно пророческие, или какие-либо предостережения, или умиротворения, или когда дети говорят о Боге или о рае, о небе с такой изумительной премудростию. Все это есть отголосок того, что таинственно внушает им Ангел»[65]. В проповедях о Преподобном Сергии Батюшка, напоминая о малоизвестном факте спасения Лавры от неприятельского разорения в 1812 году[66], говорит: «Преподобный Сергий является и поныне теплым молитвенником за всю землю Русскую и за русских православных людей, помогая им своим молитвенным предстательством в самые тяжелые годы испытаний и скорбей. Поэтому всем необъятным миром ходил и ходит русский православный народ на поклонение своему крепкому начальнику и молитвеннику в его святую, благодатную обитель»[67]. Проповеди отца Кирилла опубликованы в различных периодических изданиях[68], а также в сборниках[69] и нуждаются в богословском осмыслении. Но можно сказать, что содержание проповедей отца Кирилла – это выражение его внутреннего духовного опыта, которым он делился с амвона с богомольцами.

В 80-х годах первоначально в светской прессе, а затем и в появившейся церковной прессе стали появляться статьи, посвященные архимандриту Кириллу. В «Московском комсомольце» в 90-х годах появились публикации[70], в которых говорилось о его прозорливости, что вызвало большое огорчение старца[71]. В прессе стала появляться информация, что Батюшка защищал известный дом сержанта Павлова в Сталинграде, однако при этом отмечалось, что «Батюшка всегда смиренно уклонялся от разговоров» о своем военном прошлом

Страница 8