Лаврский архимандрит Кирилл - стр. 22
5. Учение древней Церкви о праве на совершение Таинства Крещения
Власть совершать Таинство Крещения древняя Церковь, следуя заповеди Спасителя (см.: Мф. 28, 19), всегда усвояла епископам и поставленным чрез них пресвитерам. Так, например, святой Игнатий Богоносец об этом говорит: «Без епископа никто не делай ничего относящегося до Церкви… Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что он одобрит, то и Богу приятно»[109].
Святой Киприан, в своем Послании к Юбаяну, доказывая, что Крещение у еретиков ложное, так как их лжепресвитеры не имеют власти ни разрешать от грехов, ни низводить Святого Духа, <власти> даруемой в Таинствах Крещения и Миропомазания, также говорит, что власть разрешать что-нибудь на земле так, чтобы это разрешалось и на небе, Господь дал прежде Петру, а по воскресении и всем Апостолам. «Отсюда понятно, – говорит святой Киприан, – что в Церкви крестить и давать отпущение грехов людям могут только предстоятели»[110].
6. Краткое учение древней Церкви о Таинстве Миропомазания
После изложения учения святых отцов Церкви первых двух веков о Таинстве Крещения, необходимо кратко изложить их учение и о Таинстве Миропомазания, которое некоторыми святыми отцами совсем не упоминается, а у других оно тесно сливается с первым Таинством. Те м не менее в их творениях можно найти такие местa, которые свидетельствуют о веровании древней Церкви в Таинство Миропомазания как особое Таинство, отличающееся от Таинства Крещения.
Как известно, чрез Крещение мы рождаемся в жизнь духовную, становимся чистыми и оправданными от всякого греха, благодаря чему впоследствии имеем право вступить в благодатное Царство Христово. Однако для дальнейшего поддержания и укрепления нашей духовной жизни мы необходимо нуждаемся в особой благодатной силе Духа Святого, которая и подается в Таинстве Миропомазания. В Таинстве Миропомазания чрез видимое действие помазания миром оправданному и очищенному от грехов в Крещении человеку подается Дух Святой с Его благодатными дарами, необходимыми для возрастания и укрепления его духовной жизни. В древней Церкви Таинство Миропомазания совершалось непосредственно за Крещением и называлось иногда «руковозложением», или «помазанием», или «печатию Господнею». Хотя Миропомазание в практике древней Церкви совершалось за Крещением в связи с ним, тем не менее верование Церкви в это Таинство как особое, Богом установленное, было повсеместное и единодушное.
В частности, Климент Александрийский, рассуждая о последователях еретика Василида и их лжеучении, говорит, что в их фаталистической системе «нет более ни благословенного Крещения, ни блаженного запечатления»