Ларец мудрости. Афоризмы великих мыслителей - стр. 40
Почти во всех делах самое трудное – начало.
Правдивое сердце – главное оружие истины.
Разум человеческий многим обязан страстям, которые, по общему признанию, также многим ему обязаны.
Расходуйте свои силы осторожнее, чтобы впоследствии сделать больше, но остерегайтесь когда-либо делать меньше.
Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления.
Самый дурной человек – тот, который больше всего замыкается в себе, направляет все сердечные помыслы на самого себя.
Свободные народы, помните правило: «Можно завоевать свободу, но нельзя обрести ее вновь».
Тот, кто поносит порядочного человека, поносит этим самого себя.
Тот лжет, кто утверждает, что не боится смерти. Всякий человек страшится умереть; это великий закон чувствующих существ, без которого все смертные существа вскоре подверглись бы уничтожению.
У духа есть свои потребности, как и у тела.
Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.
Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.
Чем более неистовы страсти, тем более необходимы законы, чтобы их сдерживать.
Чтобы жить в добродетели, мы всегда должны вести борьбу сами с собой.
Дени Дидро
1713—1784 гг.
Французский философ, писатель. Родился во Франции. Из ранних философских трудов известны «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747). Атеистическое сочинение «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) послужило причиной ареста писателя. Выйдя из тюрьмы, Дидро стал редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780) и сумел вместе с другими просветителями сделать «Энциклопедию» системой научного знания той эпохи и оружием в борьбе с религиозной идеологией.
Задолго до Ч. Дарвина Дидро высказал идею о биологической эволюции. Отрицая Божественное происхождение королевской власти, Дидро придерживался теории общественного договора, но со страхом относился к самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещенным монархом. По приглашению Екатерины II в 1773 г. он приехал в Россию, где по просьбе царицы написал «План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства» и заметки «О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и другие, где рассмотрел весь спектр педагогических проблем. Дидро выступил с проектом государственной системы народного образования на принципах всеобщего бесплатного начального обучения и бессословности. Он стремился обеспечить фактическую доступность школы, считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков. Умер в Париже.