Лабиринты Таро. Том I. Мажорные арканы - стр. 54
Уровень 2 – философия аркана
Восседает на троне Император, в правой руке его жезл со стилизованным Анкхом, символизирующим жизнь, мудрость и протекцию, а в левой руке – держава, символ земной власти. Как ещё можно было бы изобразить авторитет и легитимную власть? Именно о власти и авторитетности, в первую очередь говорит Император. Порой авторитарный, консервативный, и довольно жёсткий архетип, представляет собой фигуру Отца, чью любовь нужно заслужить. Эта фигура является носителем морали, ценностей, и всех «так надо», которые мы выучиваем в детстве.
Фигуру нельзя назвать однобокой, она с одной стороны может проявлять деспотизм, ограничения и жёсткие правила, с другой стороны может быть доброй и мягкой, дарящей ощущение защищённости.
По началу отцовская фигура для каждого из нас – это нечто вроде Бога. Даже у тех, чьи отцы не были с ними в детстве по тем или иным причинам, всё равно воспринимают отца как Бога (порой невидимого), который оставил их, что переносит боль на все аспекты жизни.
Если мать нас любит кем бы мы ни были, она принимает нас такими какие мы есть просто по факту нашего существования, то отец проявляет своё чувство тогда, когда ощущает, что он передал свои жизненные принципы и ценности [76].
Отец невольно оценивает нас, насколько мы это он, насколько мы соответствуем его замыслам на наше же будущее. И нам хочется заслужить его одобрение, следовать его примеру и его морали. Мать даёт нам жизнь, а Отец – культуру, в которой мы будем жить.
Однако в какой-то момент мы обретаем ощущение, что мы не хотим быть лишь копией или успешным проектом по воспитанию «настоящего человека», мы хотим быть собой. И тогда возникает конфликт.
Забота и покровительство, которые шли от его фигуры, вдруг становятся террором, направленным на нашу личную волю.
Этот конфликт будет расти, а в аркане Влюблённые приобретёт разрешение: Адама и Еву выгонят из отчего дома, чтобы те жили сами по себе.
Итак, архетип Императора связан с отцовской фигурой, но если мы пойдём дальше, вглубь самой идеи, то обнаружим, что отношения «отец – ребёнок» не причина, а следствие. Первопричиной же является как таковое признание авторитетной фигуры. Сама возможность осознать кого-то как авторитет и назначить на эту роль самую подходящую фигуру.
Это создание авторитетов вообще возможно только благодаря изначальной нашей потребности в иерархической структуре, где некто занимает позицию выше.
В такой иерархии те, кто внизу вверяют себя в руки вышестоящих, освобождая себя от ответственности принимать решения, они позволяют собой руководить, но взамен получают защиту, и приятную, безмятежную жизнь. Те же кто вверху, получается, говорят, как жить и что делать тем, кто внизу иерархической системы, но при этом они и берут на себя больше риска, и, честно говоря, положение у них не очень-то и завидное. Тем не менее они могут получить определённые выгоды от этого положения.