Размер шрифта
-
+

Кыргызстан (Киргизия). Практический и транспортный путеводитель - стр. 9

В 1990 году произошёл один из первых межнациональных конфликтов в СССР – Ошская резня, погибло несколько тысяч человек. Национальный вопрос, не особенно возникавший раньше, стал раздуваться после Ошских событий (хотим ли мы жить в одном государстве с вредными соседями?). В 1991 году, после августовского путча, руководство Киргизской ССР объявило о независимости государства. День независимости Кыргызстана отмечается 31 августа. С этого момента Кыргызстан является отдельной страной, международное признание пришло почти моментально, хотя свои посольства в Кыргызстане открыли только некоторые государства: страны-соседи и страны с имперскими амбициями.


В Независимом Кыргызстане советские символы и статуи Ленина, большей частью, решили не трогать (в отличие от Узбекистана и Туркмении). Переименованию подверглись многие улицы столицы, в провинции же улицы Ленина, 50 лет СССР и т. д. сохранились почти повсеместно, как собственно и сами памятники Ильичу и другим советским деятелям. Кое-где Ленина перетащили с центральной площади на соседнюю. Центральной фигурой для киргизского народа был объявлен полумифический богатырь Манас, местный аналог Ильи Муромца, совершившего подвиги в незапамятную эпоху – предполагается, около 1000 лет назад. Очень длинный героический эпос «Манас», содержащий несколько десятков мегабайт текста, содержит песни о подвигах Манаса, относящихся, вероятно, к X – XV векам (точные даты установить невозможно). Несмотря на размытый исторический контекст, в основных городах Кыргызстана поставили памятники этому богатырю, а для школьников даже придумали особый предмет – «Манасоведение», подогреть патриотизм и силу киргизского подрастающего народа.

Помимо Манаса, ещё несколько человек стали символами Кыргызстана – мадам Курманжан Датка (1811—1907, правительница киргизов в XIX веке, прожила 96 лет), и писатель Чынгыз Айтматов (1928—2008). Памятники обоим деятелям появились в столице и некоторых других городах Кыргызстана.

Русский язык оставили вторым государственным языком в стране, избежав ошибок некоторых других постсоветских стран. Советское прошлое не стали проклинать и называть временем оккупации, музея советской оккупации в Бишкеке нет (в отличие от, например, Вильнюса, Тбилиси или Киева). К эпохе совместной жизни в одном государстве киргизское руководство отнеслось спокойно, взвешенно, без гиперкритицизма. Впрочем, некоторые советские перегибы стали исправлять – разрешили населению религиозную свободу, в связи с чем мечети начали строиться и усеяли всю страну, а религиозные проповедники всех видов (не только мусульманские) устремились в независимый Кыргызстан со всего цивилизованного мира.

Страница 9