Купола российские. От веры до верности - стр. 9
Так вот, Феврония вовсе не воспользовалась моментом, чтобы удачно выйти замуж за богатого и знатного жениха, как это кому-то может показаться. Она покорна воле Божией, которая была ей открыта. А Господь открыл ей, что именно этот путь приведет и ее, и князя к святости и спасению. Кощунственна мысль о том, что Феврония манипулирует Петром, шантажирует его и принуждает к браку с ней.
Еще один момент: да, праведное супружество святых Петра и Февронии является для нас образцом семейной жизни. Но мы ни в коем случае не должны слепо копировать опыт святых, без всякого рассуждения подражать им во всём. Святые – особые люди, которым были подчас открыты знания об их будущей жизни. В чем-то мы, несомненно, должны следовать за ними, но какие-то моменты жития являются их личным, неповторимым подвигом.
Но вернемся к «Повести…». Итак, князь Пётр, хотя внешне и принял условие Февронии и обещал взять ее в жены, если исцелится, вовсе не собирался держать слово. А ведь мудрая дева предупреждала: «Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Далее сказание еще раз показывает, что Феврония знала всё, что должно произойти потом. Она отправляет больного в баню попариться, а сама в это время готовит мазь из хлебной закваски. По наказу девушки князь мажет этим средством все струпья, кроме одного. Наутро он стал здоров. Пётр посылает дочери бортника дары, но свое обещание жениться на ней исполнять не собирается. Вскоре после прибытия князя в Муром его тело вновь покрывается язвами. Он возвращается к Февронии, кается и со стыдом просит прощения. «Она же, нимало не гневаясь, сказала: „Если станет мне супругом, то исцелится". Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены», – рассказывает «Повесть…». Лечение повторяется, и князь женится на простолюдинке.
Вот такая поучительная история. Как гласит народная мудрость, «давши слово, держись, а не давши, крепись».
Боярский бунт
Через некоторое время после свадьбы умер старший брат Петра, и князь стал властителем Мурома. Но не всем понравилась молодая жена нового князя, да и сам он не всем пришелся по душе. Властолюбивые бояре задумали «дворцовый переворот».
Если опустить художественные детали и подробности и оставить самую суть, то в «Повести…» это описано так:
«Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: „Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, путь будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!" Блаженный же Пётр, в обычае которого было ни на что не гневаться, с кротостью ответил: „Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет". Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали пировать и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы лающие, лишая святую Божия дара, который Бог обещал ей сохранить и после смерти. И говорят они: „Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре просят у тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим!" Она же в ответ: „Возьмите, кого просите!" Они же, как едиными устами, промолвили: „Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Пётр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи куда пожелаешь!" Тогда она сказала: „Обещала я вам, что чего ни попросите – получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас". Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: „Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь". Тогда она говорит: „Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!" Они же ответили: „Если сам захочет, ни слова тебе не скажем". Враг помутил их разум – каждый подумал, что если не будет князя Петра, то поставят другого самодержца: а ведь в душе каждый из бояр надеялся самодержцем стать.