Размер шрифта
-
+

Купола российские. От веры до верности - стр. 23

Мое мнение: священник должен держаться срединного пути. Недорогая, бюджетная иномарка сейчас ничуть не хуже дорогой. Но также я считаю, что батюшка не должен ездить на какой-то развалюхе. Ведь на нем лежит большая ответственность. Представьте себе: едет священник причащать умирающего на старых «Жигулях». «Жигули» глохнут. Человек умирает, батя, засучив рукава, начинает копаться в моторе, а на груди у него Святые Дары. Из-за плохой машины можно на службу опоздать (например, зимой мотор не заведется). И кто вместо тебя служить будет?..

* * *

У нас в Церкви несколько десятков тысяч священнослужителей, и нельзя судить о них по нескольким примерам недостойного поведения пастырей. Если некоторые офицеры, прапорщики продают бандитам оружие или разглашают военную тайну, можно ли по ним судить обо всей армии? Нет. Я сейчас много общаюсь с военными и точно знаю: у нас боеспособная, героическая армия. И так в любой области. Если хирург спьяну зарезал во время операции больного, что, значит, все врачи плохие и ходить к ним нельзя? Если какой-то мулла перешел на сторону ваххабитов и благословляет теракты, что, значит, все мусульманские священнослужители – пособники террористов?..

То же справедливо и в отношении священников. Хотя, конечно, от батюшек требуются особая чистота и нравственность. Но если взять любое сословие, любую социальную группу, мы увидим, что преступлений, тяжких грехов среди духовенства совершается в тысячи раз меньше, чем в любой другой среде.

Духовенство – это живые люди. Как шутит один мой знакомый протодиакон: «Батюшки бывают разные, в том числе и всякие».

Пастыри добрые

Произнесу своего рода апологию священства. Священнослужители – народ скромный, о своей жизни и добрых делах рассказывать не любят. Думаю, имею некоторое право судить о духовенстве, так как сам являюсь священником и происхожу из священнической семьи. За годы, проведенные в Церкви, за время обучения в семинарии и академии, почти за двадцать лет собственного священства я познакомился с великим множеством священнослужителей. Встречал огромное количество епископов, священников, диаконов. Большинство из них – прекрасные люди. Говорю это искренне, а не потому, что следую корпоративной этике. Были среди знакомых мне священников люди далеко не идеальные, со своими проблемами и слабостями, но вот неверующих не встречал никогда. Священник имеет дело с человеческими судьбами и потому постоянно чувствует присутствие Божие в своей жизни и в жизни других людей. Он сталкивается с таким количеством сверхъестественного в нашей жизни, что просто не может оставаться неверующим. Так что все обвинения духовенства в неверии – полная чушь. Личные грехи – показатель слабости души, а не неверия. Беда, что большая часть народа почти ничего не знает о жизни своих пастырей и сведения о них черпает не из личного общения, а из всяких мутных источников. А ведь наши батюшки – народ замечательный, можно сказать – соль земли.

Страница 23