Кумиры. Беседы с замечательными людьми - стр. 31
– Тем не менее из года в год сотни и тысячи молодых ребят идут в театральные вузы, чтобы овладеть актерской профессией.
– Думаю, пока они сами не наживут мозоли, язвы, неизлечимые болезни, мой рассказ им ни о чем не скажет. Скажу одно: ребята, не идите в театр, пока не поймете, что вы без него умрете. Слава, цветы – все это рождественские сказки. Все, что связано с душой, – тяжелые вещи. Ни в какой части тела не бывает такой амплитуды, как в душе. Не каждому это под силу.
– Как вы думаете, почему с каждым годом все больше и больше звезд и звездочек, а ремеслом актера, как видим, мало кто владеет по-настоящему?
– Сегодня вы тиражируете молодую звезду, а завтра ее перестают снимать. Актер ищет виноватого. Иногда начинает пить. Это порождает ненависть. Надо говорить правду. Не надо ничего придумывать. Еще Чехов сказал, что талантливых людей мало, остальные – навоз. Надо иметь определенную смелость сказать об этом юношам.
– Страшновато…
– Тогда говорите неправду. Только учтите, если вы говорите, что в конце тоннеля вас обязательно ждет свет, а потом оказывается, что это всего лишь лампочка, это порождает фашизм. И в связи с этим, я думаю, сказка «Золушка» – одна из самых преступных и жестоких. Вы подумайте, сколько Золушек не дождались своего принца. Что с ними будет дальше… Мы не знаем. А вот «Сказку о рыбаке и рыбке» написал гениальный человек. Он сказал: не верьте вранью. Может, потому и Шекспир убил своих Ромео и Джульетту. Продолжение не всегда бывает радостным и счастливым.
– В свой театр вы звезд не приглашаете? Выращиваете своих? Знаете секрет, как сделать звезду?
– Конечно, можно было бы пригласить и звезд, и вокруг театра будет стоять конная милиция. Но зачем? Ради чего? Это ведь легко. Звездный театр это как аспирантура в образовании. Для того, чтобы стать аспирантом, надо сначала и в детсад походить, школу закончить и институт. Вот сегодня все удивляются, сколько звезд у Табакова. А ведь лет 20 назад его ребята мало что умели. Это была художественная самодеятельность. Но он терпеливо растил их, учил. Теперь они – звезды. Я тоже все осознаю, спокойно ращу их. И просеиваю через сито.
– Вы не боитесь, что вырастет талант, который превзойдет вас?
– Не боюсь. На руках понесу того актера, который перерастет меня. Эйнштейн сказал: «Людям надо предложить 11-ю заповедь: не бойся». Если бояться, надо уходить. Я же не для того собрал молодых актеров, чтобы сделать из них рабов, чтобы они лизали мне разные части тела. Это аморально.
– Важны ли в жизни актера слава, ее атрибуты?