Размер шрифта
-
+

Кумиры. Беседы с замечательными людьми - стр. 22

2004 г.

Лариса Васильева, писатель

В нашем обществе отсутствует женский взгляд


Лариса Васильева написала множество книг и стихов. «Жены русской короны», «Кремлевские жены», «Дети Кремля», «Жена и муза», «Весть Василисы» – глубокие и выстраданные произведения о роли женщины в нашей истории. Разговор с Ларисой Васильевой мы начали с того, что действительно много лет волнует ее как человека и как художника.


– Лариса Николаевна, в центре вашего творчества всегда женские судьбы. Почему?

– Меня волнует и мужская тема – ибо мы неразделимы. А мы как-то странно разделились, а потому и живем сложно и не взаимопонимающе. Я пытаюсь понять, почему наш мир такой жестокий и дисгармоничный. Почему человечество живет так саморазрушительно, так самоубийственно? Почему так случилось, что мужчина в этой жизни хозяин, а женщина – на вторых ролях?

– Но ведь еще в Библии сказано: «Жена да убоится мужа своего…»

– Во второй главе Книги «Бытие» есть сюжет, помеченный Седьмым Днем Творения: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену… И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…»

К Седьмому Дню Творения все было сотворено хорошо, и, благословив Седьмой, наступающий День, Бог «почил от дел Своих».

Слово «почить» означает «лечь отдыхать», «спать», «уснуть», а также умереть. Последнее значение вроде бы неприменимо к понятию Божественного, но если осознать, что к Седьмому дню Бог «умерил» свою могучую деятельность на Земле, то многое становится понятным и в Сотворении Земли: природные условия земного мироздания к Седьмому Дню Творения смягчились и стали удобными для появления возможности зарождения человечества. А если в Седьмом Дне Бог почивает, то, «чем черт не шутит, пока Бог спит». Диавол в Седьмом Дне просыпается в созданных Богом людях, мужчина стремится подчинить себе женщину, и появляется текст про «операцию с ребром». Да будь «операция» Божественным Делом, то на месте взятого Богом у мужчины ребра, как Знак Божьего Действия, изначально было бы органически пустое место. Нужно ли доказывать, что и у мужчин, и у женщин ребер поровну?

– Поровну-то поровну. Но чем объяснить, что достижений у женщин во всех областях – в науке, литературе, искусстве – намного меньше, чем у мужчин!

– Женщины и не могли себя проявить. Мужчина сделал все, чтобы приземлить женщину, сделать ее зависимой, подчинить мужской структуре мышления. Как женщина могла стать художником, музыкантом, ученым, когда этот мир всецело принадлежит мужчине? В науках нет места женской точке зрения. В государственных практиках – тоже. А ведь мы не меньшая половина человечества.

Страница 22