Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 37
Швейцарец Г. Жомини (1779–1869) был принят на службу в русскую армию в 1813 г. императором Александром I в чине генерал-лейтенанта и дослужился до звания генерала от инфантерии. Его портрет можно увидеть в Военной галерее 1812 г. Государственного Эрмитажа, хотя в Отечественную войну 1812 г. он служил на стороне Наполеона. Стал основателем русской Академии Генерального штаба, обобщил опыт наполеоновских войн и сформулировал принципы военного искусства.
Немец К. Клаузевиц (1780–1831), будучи офицером прусской армии, в 1812 г. перешел на службу в русскую армию, участвовал в войне с Наполеоном, вернулся в прусскую армию уже полковником. Он является одним из признанных теоретиков военного искусства, внес значительный вклад в определение сущности войны, разработку военного искусства, стратегии и тактики.
Привлекала русская армия и деятелей искусства. Так, автор полонеза «Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс» О. Козловский (1757–1831) молодым офицером сбежал из Польши и пошел волонтером в русскую армию.
Культура народа выступала вдохновляющим началом трудного и опасного дела служения Родине. Славянские воины с древности использовали вдохновляющую силу искусства для подготовки к сражениям. Известны боевые игры и воинственные пляски, предшествовавшие им. В Древнерусском государстве возникли специальные ритуалы повседневной воинской жизни, подготовки к бою и ведения сражения. Непременным элементом ритуалов стала музыка, которая в начале XVIII в. уже прочно вошла в жизнь русской армии, в систему ее боевой подготовки и воспитания.
Русских воинов вдохновляли и благословляли перед битвой святые русские иконы, мудрое «Слово о полку Игореве», наполненные жизненной силой картины И. Е. Репина, И. И. Левитана и других художников. По свидетельству летописи, знаменитая «Троица» создавалась А. Рублевым, «дабы воззрением на Святую Троицу» преодолеть страх перед любым врагом великой Руси, выстоять и победить. Святые иконы, как и знамена, в битвах находились впереди воинов. Пречистая Божья Матерь всегда считалась покровительницей Руси. Ее образ сливался в сознании воина с образом матери, с образом Родины. Икона Донской Богоматери вдохновляла русских воинов князя Дмитрия на Куликовом поле, полки Ивана Грозного в Казанском походе. Икона Смоленской Божьей Матери была рядом с воинами на Бородинском поле.
Защищая Родину, общество, армия защищает и культуру. Причем это проявляется не только во время войн, военных конфликтов, боевых действий, но и в мирное время. Армия всегда откликалась на любую беду. Военнослужащие были в первых рядах при ликвидации последствий Чернобыльской аварии (1986), Ташкентского землетрясения (1966), Спитакского землетрясения (1988), наводнения в Амурской области и Хабаровском крае (2013), многочисленных лесных пожаров и т. п.