Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 19
Важнейшим объектом духовной экспансии является культура. Культура нации, народа, общества всегда была объектом деструктивного воздействия противоборствующих сторон. Культура выступала и выступает важным слагаемым могущества страны. Даже самые тяжелые поражения в войнах, территориальные потери, расчленение этноса не ведут напрямую к уничтожению народа. Народ, нация живы, пока жива культура. А потеря национальной культуры (языка, фольклора, литературы, письменности, образа жизни, традиций, исторической памяти и т. д.) в конечном счете приводила к исчезновению народа.
Поэтому многие исследователи рассматривают культурную безопасность как самостоятельный вид национальной безопасности, а также как подвид духовной или социальной безопасности. В любом случае обеспечение культурной безопасности определяется важнейшей государственной задачей. В содержание этого понятия обычно включают защиту от чужеродных религиозных влияний радикальной направленности; сохранение этнической культуры, всемирного и национального культурного наследия, культурной идентичности, языка, традиций, обычаев и т. д.; развитие культурного самосознания народа; сохранение национальных культур народов (в поликультурном обществе); создание условий для безопасного развития культуры, свободного взаимообмена культурными навыками между народами и т. д.
Определение сущности культурной безопасности является дискуссионным вопросом науки. Попытаемся сформулировать комплексное определение. Культурная безопасность – это вид национальной безопасности, который представляет собой состояние защищенности культуры общества, обеспечивающее предотвращение религиозных и этнических конфликтов, упадка духовности общества, его социальных групп и личности, разрушения культурного наследия, а также дальнейшее развитие культурного самосознания народа.
Можно выделить и возможные угрозы культурной безопасности современной России:
• уничтожение памятников культуры, нанесение ущерба мировому и национальному культурному наследию;
• отторжение современной культуры России от ее исторических основ, например от советской культуры, путем формирования негативного образа определенной части ее носителей (советских государственных, партийных, политических кадров, работников НКВД);