Размер шрифта
-
+

Культурные слои Артуровских легенд - стр. 8

Далее идут истории Гавейна, Тристана и Гарета Белоручки. Тринадцатая книга повествует о поисках Грааля. И приходе ко Двору Галахада, о Персивале, и о том, как сэр Борс, кстати, старинный друг и советник Артура, поехал с ними. Чтобы бед в дороге не наделали. Ну, и о нахождении Грааля.

Лишь в 18 книге все возвращается к привычной основной легенде. Тут описан роман Ланселота и Гвеневеры. Точнее, как он сходил по Королеве с ума, и как она зачем-то с ним спала, не испытывая к Ланселоту особых чувств. Тут же приводится история с похищением Королевы Мелегантом, ее спасение Ланселотом.

Наконец, к 20 книге появляется откуда-то Мордред. Он выдает Артуру тайну связи Королевы и Ланселота. Последний убивает двух племянников Короля, из-за чего Артур на своего приятеля явно обижается. Далее Ланселот спасает Королеву от суда и смерти. Он увозит свою даму из Британии на материк. Правда, потом он Гвеневеру возвращает.

Артур оставляет ее в Камелоте, а сам едет разбираться с лучшим другом. Тут, пользуясь случаем, Мордред женится на Королеве и пытается занять престол. Артур возвращается, происходит битва при Камлане. Король убивает предателя, но сам смертельно ранен его рукой.

Гвеневера приезжает за мужем на корабле и собирается везти его на Авалон. Ланселот, который кинулся вслед за Королем на помощь ему, не успевает. Страна разрушена, все плохо. Ланселот подается к отшельнику, собираясь тоже уйти в монастырь. И узнает, что труп Артура привезли обратно. Зачем-то. Король похоронен. Королева стала монахиней и быстро умерла. Ланселот тоже как-то сразу заболел и умер. Нашли наследника – некоего Константина. На чем все и завершилось…

Будем честными. В чем-то «Смерть Артура» подобна Библии. Все считают, что знают содержание книги, и даже иногда цитируют что-то, но читал реально эти произведения мало кто. В случае со «Смертью Артура» – это точно так. Потому что вот такая легенда мало чем похожа на ту, которую реально знают все. Почему?

Во-первых, чисто литературный момент. Томас Мэлори писал по законам своего времени. Он не историк, а литератор, и главным для него было сотворить куртуазный роман. То есть рыцарский. С некоторой любовной интригой, но в основном – с боями и пирами. В этом смысл. Был тогда. С точки зрения нашего времени, совершенно не читаемое произведение без развития персонажей и приличного сюжета. Важно, что он просто взял знакомую всем историю и переписал ее по законам модного жанра.

Но нам интереснее другое. С чего он списывал? Сам автор часто ссылается на некую «Французскую книгу». Долго считалось, что ею была «Вульгата» – пять романов артуровского цикла, написанных в 13 веке французскими авторами, вслед за Кретьеном де Труа.

Страница 8