Размер шрифта
-
+

Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества - стр. 60

выглядят примерно так же. Обнаруженные здесь человеческие кости были расколоты, некоторые – обожжены, и лежали вперемешку с точно так же раздробленными костями животных [48]. При этом на человеческих костях нет следов зубов падальщиков, зато много царапин и порезов, какие остаются обычно от каменных орудий. В том числе они присутствовали и на некоторых черепах. Однако отметины на черепах еще не указывали на удаление мозга, поскольку черепа остались не вскрытыми. В результате исследования фрагментарных и резаных останков, ученые пришли к выводу [49], что каменные орудия использовались не для вскрытия костей, а для отделения от них плоти. Но самое интересное: не исключено, что затем эти кости были захоронены! [50] На это указывает количество сохраненных частей скелетов. Они могли сохраниться только при условии, что были захоронены вскоре после смерти. Правда, остается неизвестным, как выжившие поступили с отделенной от костей плотью, но ученые склоняются к мысли, что каннибализм в Крапине отсутствовал [51].

На стоянке Крапина были также найдены восемь орлиных когтей, которые, вероятно, носили как украшения.

То, что каннибализм в среднем палеолите был достаточно частым явлением, очевидно, поскольку останки, обнаруженные на месте некоторых стоянок, красноречиво говорят: в еду здесь употребляли не только животных, но и соплеменников. И все же удаление плоти от костей имело, по-видимому, не столько пищевые, сколько более широкие цели, которые пока нам просто не известны. Но цель данной главы обсуждать и исследовать основные примеры гигиенических захоронений, простых ингумаций и преднамеренных захоронений, чтобы понять, на каком этапе начали происходить изменения в погребальной практике. Хотя выводы сделать весьма трудно, и мнения многих исследователей противоположены, давайте все же рассмотрим неандертальские захоронения с этой точки зрения.


Споры о преднамеренности захоронений


На рубеже XIX -XX вв. большинство специалистов весьма скептически относилось к самой возможности существования неандертальских (мустьерских) преднамеренных погребений. Когда нетронутые человеческие останки находили в соответствующих археологических слоях, то просто считали, что имеют дело с жертвами несчастных случаев, не допуская и мысли о преднамеренных захоронениях. [52] Так, в частности, полагал А. Мартен, которому посчастливилось найти почти полный неандертальский костяк на стоянке Ля Кина [53], да и многие другие исследователи конца XIX-начала XX в. Впрочем, еще и сегодня ряд ученых придерживаются подобной интерпретации мустьерских захоронений.

Страница 60