Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества - стр. 54
Вряд ли такие остатки костей можно интерпретировать как погребение Homo antecessor. Мы явно видим случай каннибализма, а большое количество костей объясняется тем, что они были утилизированы как остатки питания, в котором, по-видимому, представители вражеских племен составляли приличную часть.
Каннибализм неоднократно практиковался на этом участке, причем не исключено, что, в течение значительного периода времени. Среди съеденных были и дети, и взрослые [21]. Здесь, конечно, не может и речи идти о погребальном ритуале, а очищение костей и удаление мягких частей плоти объясняется гастрономической причиной.
Доказательства дефлешинга или экскарнация (освобождения костей от тканей) встречаются также на черепных останках в Бодо (долина реки Аваш, Эфиопия), которые классифицируются как принадлежащие гейдельбергскому человеку (Homo heidelbergensis), жившему около 600 000 л.н. [22]. (От разных популяций гейдельбергского человека, широко расселившихся по Старому Свету, произошли поздние виды Homo: сапиенсы в Африке, неандертальцы в Европе и денисовцы в Азии). Характерно, что следы срезания мягких тканей в лобной области всегда симметричны. Это свидетельствует о том, что мясо от кости отделялось сразу же после смерти каменным орудием [23].
Эпизоды обработки трупов, каннибализма случались на всем протяжении нижнего и среднего плейстоцена (2.5 млн – 120 тыс л.н), начиная с австралопитеков. Но ему были подвержены и другие представители рода Homo, в том числе, как уже говорилось, и сапиенсы. Но рассматривать все эти примеры вряд ли имеет смысл.
Для нас важнее выяснить, когда именно происходит изменение поведенческих реакций древних людей в их отношении к умершим сородичам. Начало отсчета этих изменений— время, когда возникают первые преднамеренные могильники (отдельные погребальные пространства для мертвых), поскольку они свидетельствуют о сознательной похоронной деятельности наших предков. Примитивнейшие варианты захоронения археологи находят на стоянках гейдельбергского человека Сима де лос Уэсос (Испания). Из археологических и палеонтологических записей следует, что это происходило примерно 427 тысяч лет назад.
Но это, видимо, поначалу были не совсем погребения в нашем сегодняшнем смысле слова, а скорее гигиенические акты, когда трупы просто скидывали в яму. Причем намеренно яма никогда не копалась, древние использовали естественные природные углубления. [24]
Так, исследования в карстовой пещере Атапуэрке Сима де лос Уэсос (Испания) показали, что тела умерших их современники целенаправленно сбрасывали в глубокую шахту. Более 4000 окаменелостей показали, что останки принадлежали как минимум 28 индивидам, принадлежавшим к Homo heidelbergensis. Происходило это примерно 400 000—500 000 лет назад. [25] Тщательное исследование окаменелостей показало, что следов порезов на костях, свидетельствующих о каннибализме, на них нет. [26].