Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества - стр. 29
Известный психолог Пол Розин, изучая отвращение как предмет, пришел к выводу, что все, вызывающее у нас отвращение, это прекрасная среда для вредных организмов, которые представляют опасность для нашего здоровья. Ну, к примеру разлагающиеся трупы, экскременты, тухлое мясо и т. д. Если что-то подобное даже нечаянно попадет в рот, человек немедленно выплюнет его, более того, его может вытошнить. Рвотные позывы возникают даже просто от одного вида того, что человек считает отвратительным. Кстати, в отличие от продуктов животного происхождения, растения такого отвращения у нас не вызывают. Кстати, животные, использующие огонь, о которых мы писали выше также предпочитают лакомиться безопасной пищей, поскольку трупы животных во время пожаров уже обработаны огнем.
Подводя итог всему сказанному, сделаем вывод: ЧЕЛОВЕК ОСВОИЛ ОГОНЬ КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ОТ БОЛЕЗНЕЙ. Да, конечно, в пещере или хижине очаг— это к тому же источник тепла, а в вечернее и ночное время – и света, это защита от укусов комаров и мошкары. Но – и это очень важно— первые следы использования огня были обнаружены в теплых климатических широтах, где значение огня как источника тепла невысоко. Это еще одно подтверждение, что огонь прежде всего требовался человеку для термического обеззараживания пищи от болезнетворных бактерий и микробов, а также для выкуривания кровососущих насекомых.
Огонь был для древних божеством, отношение к огню как к божеству сохранялось веками и дошло почти до нашего времени. Люди верили, что добыв огонь «дедовским» способом, они смогут оградить себя от несчастий. В Германии такой огонь называли «диким», и добывали его в случае эпидемий, крупного падежа рогатого скота и других бед. Предварительно во всех домах селения гасили «ручной» огонь, а потом заменяли его путем сверления дерева деревом. Такие же случаи были в Шотландии (1826 г.), Ганновере (1828 г.) Такая же практика наблюдалась и в России, только здесь добытый вручную огонь называли не «диким», а «живым», «новым». В поле или овраге строились арочные ворота, по обе стороны от которых разводился огонь, и через них проходили все люди селения вместе со своим скотом. Перед таким шествием люди одевались во все новое, чистое. Напоследок через ворота пропускали несчастную черную курицу, которая считалась олицетворением беды и болезни, причем гнали ее достаточно долго, чтобы она не могла вернуться назад. Затем люди расходились, взяв с собой раскаленные угли обрядовых костров, а придя домой, окуривали их дымом жилье.
Люди просили огонь о помощи и на опыте убеждались в эффективности такого партнерства.