Культура и политические системы стран Востока - стр. 48
Внешнеполитический курс Китая в последние годы пополнился еще одной немаловажной установкой – на «выход за пределы» (узоу чуцюй), который означает, что Пекин стремится не только ввозить зарубежные капиталы, но и размещать собственные за рубежом, в том числе в России и Казахстане. Стратегия «выхода за пределы» имеет своей целью обеспечить, прежде всего, быстро растущую китайскую экономику недостающими источниками сырья и энергии. В этой связи Россия выступает для Китая интересным партнером, у которого колоссальные рынок сырья и рынок сбыта китайских товаров. Китай рассчитывает на получение возрастающих объемов нефти из России с тем, чтобы диверсифицировать импорт нефти и ослабить зависимость от поставок с Ближнего Востока.
Все экономические достижения Китая в решающей степени связаны с его интеграцией в глобальную экономику.
Китай открыл иностранному капиталу доступ почти по всем отраслям своей экономики, исключая лишь некоторые, имеющие военно-стратегическое значение.
«Общая сумма прямых иностранных инвестиций с 1979 г. по конец 2005 г. составила 622,4 млрд долл. В 2005 г. приток таких инвестиций составил 60 млрд долл., что ставит Китай по этому показателю на третье место после Великобритании и США, далеко впереди всех прочих стран»[41].
Золотовалютные резервы Китая в первом квартале 2006 г. превысили 853 млрд долл. Китай вышел по этому показателю на первое место в мире, опередив Японию[42].
Большое значение для перехода к стратегии «выход за пределы» имела еще одна фундаментальная социально-экономическая особенность КНР: страна развивается в большой, а то и в решающей степени за счет внешнеторговой ренты, создаваемой дешевой рабочей силой. Рента реализуется во внешней торговле и присваивается государством и фирмами с участием иностранного капитала, то есть в преобладающей своей массе зарубежными китайскими предпринимателями. С 2002 г. во внешнюю торговлю власти КНР стали понемногу допускать национальный частный капитал. Закономерно, что именно после 2002 г. в Китае развернулись многочисленные мероприятия по более активному привлечению предпринимателей китайской ойкумены к реализации глобального внешнеэкономического наступления.
Возникает, однако, немало вопросов, на которые в Пекине предпочитают пока не давать ответов. Например, тибетцы, представители особой мировой цивилизации, являются, согласно сложившимся в Китае представлениям, частью единой нации – «чжунхуаминьцзу». Уйгуры, казахи, монголы, тувинцы и многие другие национально-этнические образования – также часть этой единой нации. Как в Китае мыслится обойтись с теми неханьскими этносами, часть которых живет на территории Китая, но часть исторически жила и продолжает жить вне пределов этой страны? Некоторые из них располагают национальными государствами. Им также уготована судьба безусловного вхождения в КНР, то есть слияния в едином государстве? Приходится учитывать, что в Пекине официально отвергнут принцип федерализма.