Культура Древнего Египта. Материальное и духовное наследие народов долины Нила
1
Геродот. История II. 5. (Примеч. пер.)
2
Newberry P.E. Egypt as a Field for Anthropological Research (Smithsonian Report for 1924) (Washington, 1925), 425ff.
3
Во времена Среднего царства один изгнанник, оказавшийся в чужой стране, так описывал свое замешательство: «Я не знаю, что разделило меня с моим домом. Это было как сон, как если бы житель Дельты оказался на Элефантине или житель [северных] болот в Нубии». Во времена Нового царства разницу между диалектами севера и юга Египта выразили такими словами: «Твои речи… непонятны на слух, и нет переводчика, который мог бы объяснить их. Они подобны словам жителя болот Дельты, сказанным человеку из Элефантины».
4
Quibell J.E., Hierakonpolis, I («Egyptian Research Account», vol. IV [London, 1900]), pl. XXVIc; Schäfer and Andrae, op. cit., p. 188.
5
Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 2002. Т. 1. [Toynbee A.J. A Study of History, I (Oxford, 1935)]. Стоит отметить, что некоторые из концепций или принципов Тойнби не совсем применимы к истории Древнего Египта. Например, сложно согласиться с последовательной сменой «времени трудностей» (Первый переходный период), «идеального государства» (Среднее царство), «межцарствия» (гиксосский период) и восстановления «идеального государства» (имперский период). По нашему мнению, серьезные проблемы, которые раскололи египетскую культуру, равно как и попытки сохранить ее целостность, появились в имперское время. Еще менее обоснованной выглядит концепция, представляющая культ бога Осириса как некую «вселенскую церковь, создаваемую внутренним пролетариатом». Первоначально культ Осириса был заупокойным и не мог являться следствием развития «нового общества». Он был изначально создан «доминирующим меньшинством» Тойнби, причем для них же. Этот критицизм мало влияет на общую оценку вклада Тойнби, чьи свежие идеи оказали огромное влияние на разрушение сложившихся стереотипов. Автор этой книги во многом обязан Тойнби образом своего мышления, несмотря на то что структура египетского общества в его изложении представляется неприемлемой.
6
Gordon C.V. Man Makes Himself (London, 1936), 157–201; Idem, What Happened in History (Penguin Books, 1946), 106–117.
7
Redfield R., “The Folk Society”, American Journal of Sociology 52 (1947), 293–308.
8
Frankfort H. in AJSL 58 (1941), 329–358, в особенности 355.
9
Breasted, ARE I, § 104, 112, 125.
10
Frankfort H., Kingship and the Gods (Chicago, 1948).
11
Breasted, ARE I, § 134.
12
Baldwin Smith E., Egyptian Architecture as Cultural Expression (New York, 1938), 60ff.
13
Например: Winlock H.E., The Rise and Fall of the Middle Kingdom at Thebes (Macmillan, 1947), 150ff; Frankfort H., Ancient Egyptian Religion (New York, 1948), viif.
14
Frankfort H., Sculpture of the Third Millenium BC from Tell Asmar and Khafaajah (OIP 44, Chicago, 1939), 34ff.
15
Smith W.S., A History of Egyptian Sculpture and Painting in the Old Kingdom (Oxford, 1946); рецензия в JNES 6 (1947), 247ff.
16
Edwards I.E.S., The Pyramids of Egypt (Penguin Books, 1947), 87.
17
Clark S., Engelbach R., Ancient Egyptian Masonry: The Building Craft (Oxford, 1939), 132ff.
18
Breasted J.H., The Edwin Smith Surgical Papyrus (OIP III, Chicago, 1930), I, 1—29.
19
Случай 8, Ibid., 201–216. Наш перевод фразы «Ты должен отличать его от…» расходится с переводом Брестеда.
20
Frankfort H. et al., The Intellectual Adveture of Ancient Man, 21–23.
21
Sethe K., Dramatische Texte zur altaegyptischen Mysterienspielen (Untersuch. 10, 1928), 59ff.
22
Wainwright G.A., The Sky Religion in Egypt (Cambridge, 1938).
23
Breasted, ARE, § 76ff; Schaefer H., Ein Bruchstuek altaegyptischer Annalen (Berlin, 1902); Gauthier H., Quatre nouveaux fragments de la Pierre de Palerme (Musee Egyptien III, Cairo, 1915), 29ff, pl. XXIV–XXXI.
24
Illustrated London News, June 25, 1947, 91; American Journal of Archaeology 51 (1947), 192.
25
Например, захоронение египетского чиновника эпохи Среднего царства в Судане включало более сотни погребений слуг (Reisner G.A., Excavations at Kerma, I–III [Harward African Studies V, Cambridge, 1923]), 141ff.
26
Reisner G.A. in Bulletin of the Museum of Fine Arts, Boston 25 (October 1927), 76.
27
Newberry P.E., ‘The Set Rebellion of the IInd Dynasty’ in Ancient Egypt (1922), 40ff.
28
Gardiner A.H., Egyptian Grammar (Oxford, 1927), 532, 543.
29
Erman, LAE, 56, 61, 64.
30
Sethe K., Urkunden des alten Reich (Urk. I, Leipzig, 1903), I, 122.
31
Sethe K., Aegyptische Lesestueke (Leipzig, 1924), 88.
32
Sethe, Urkunden des alten Reich, 263. Cм. также 122, 142–143.
33
Sethe K., Die altaegyptischen Pyramidentexte (Leipzig, 1908— 10) II, § 930.
34
de Buck A., The Egyptian Coffin Texts (OIC 34, Chicago, 1935) I, 194; Gardiner A.H. в JEA 24 (1938), 157, n. 5.
35
Sethe, Die altaegyptischen Pyramidentexte, I, § 357.
36
Erman A., Reden, Rufe und Leider auf Graeberbildern des alten Reiches (Berlin Abb., 1919), 11.
37
Sethe K., Urkunden der 18. Dynastie (Urk. IV, Leipzig, 1909), 962.
38
Peet T.E. in Bulletin of the John Rylands Library, Manchester 15 (1931), 409ff; Neugebauer O., Quellen und Studien zur Geschichte der Mathematik, Astronomie und Physik, B. 1 (1930), 301ff.
39
Имеется в виду XIX в. (Примеч. пер.)
40
См. рис. 2б.
41
Erman, LAE, 29ff.
42
Smith W.S., A History of Egyptian Sculpture and Painting in the Old Kingdom (Oxford, 1946), xv: «До появления нового духа греческой цивилизации нигде в Древнем мире не смогли достичь технического совершенства, натурализма и высокой производительности искусства, как в Египте, в особенности во время первой величайшей эпохи его истории, Древнего царства».
43
Gardiner A.H., The Attitude of the Ancient Egyptians to Death and the Dead (Cambridge, 1935).