Кто крадет вашу пенсию и как остановить грабеж - стр. 4
В этой книге я решил использовать несколько иной подход к изложению своих идей. Вместо того чтобы наполнять страницы научными терминами, я постараюсь изъясняться как можно доступнее. Это, возможно, испугает моих наиболее ученых коллег. Мысли, изложенные на этих страницах, по большей части представляют собой мои собственные рассуждения о счастье. Однако то, что мои собственные наблюдения основаны на личном опыте, не означает, что они совершенно уникальны. Напротив, они основаны на многолетнем изучении соответствующей литературы, в особенности посвященной психоанализу, социальной психологии, психологии развития, теории семьи, когнитивной теории и психотерапии. По ряду причин мне очень хотелось написать эссе о счастье. Но я считал, что если подойти к этому с традиционной, академической точки зрения, мои открытия не тронут читателей настолько, чтобы помочь им увеличить их «коэффициент счастья». Таким образом, я сознательно выбрал более личную точку зрения. Я надеюсь, читатели простят мне отсутствие обычной точности. И хотя, как я уже сказал, мои рассуждения о счастье появились не в вакууме, я полностью отвечаю за любые отклонения от принятых теорий, которые читатели могут здесь обнаружить.
2. Неуловимая идея счастья
А что есть жизнь? – часов песочных бег,Туман, что тает под лучами солнца,Сон беспокойный, мучавший всю ночь.Ее длина? – полет мгновенной мысли.А счастье что? Речная пена,Что тает, лишь касаешься ее.Джон Клэр. А что есть жизнь?
Счастливые дни редко идут один за другим.
Болгарская пословица
Французский философ Жан де ля Брюйер однажды сказал: «Для человека важны три события: рождение, жизнь и смерть; но он не знает, когда рождается, он страдает, умирая, и забывает про жизнь». Очевидно, у де ля Брюейра была сильно развита склонность к несчастью. Он не получал удовольствия от того, что происходило между рождением и смертью. Я же, чтобы понять, что такое счастье, хочу сосредоточить свое внимание на этом промежуточном этапе.
Желание быть счастливыми свойственно всему человечеству. В Древней Греции оно было настолько сильно развито, что греки даже сформулировали теорию счастья, назвав ее eudaimonism (эвдемонизм). Дословно eudaimonia значит «хорошее настроение» (eu плюс daemon), но обычно его переводили как «счастье, блаженство». В «Никомаховой этике» Аристотель рассматривает несколько вариантов образа жизни человека. Он считает, что лучшая цель – и единственная страсть – это достижение счастья. Аристотель называет счастьем гармонию души и добродетели. Аристотель считает стремление к благополучию самым важным делом человечества, высшей целью всей человеческой жизни. По его словам, состояния счастья можно достичь, если вести размеренный образ жизни и заниматься тем, что более всего вам подходит. Однако он понимает, что достигнуть счастья не просто. Аристотель говорит: «Одна ласточка еще не делает лета, как и один погожий день; также и короткий миг счастья не делает человека совершенно счастливым».