Кто кем побежден тот тому и раб - стр. 9
«Если гордящийся добрым делом все тем губит, то какого наказания стоит гордящийся грешник? Такой человек не способен уже и раскаяться» (святитель Иоанн Златоуст).
«Гордые, но глупые люди, подобны пустым колосьям, которые поднимаются выше других, имеющих семена» (преподобный Иоанн Лествичник).
«Гордость есть доказательство скудости ума» (святитель Иоанн Златоуст).
«Землю носим, по земле ходим и землею будем» (преподобный Ефрем Сирин).
«Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает, кто он» (преподобный Нил Синайский).
«Блажен, кто имеет пред очами день исшествия, и возненавидел гордость, прежде чем обличена естественная наша ничтожность согнитием во гробе» (преподобный Ефрем Сирин).
Ничтожное, слабое, в сущности, существо человек, раз поддавшись чувству гордости, доходит, наконец, до того, что еле считает землю достойною носить его и забывает даже о том, что он смертен. Окидывая своим надменным взором все окружающее, он верит тому, что стоит неизмеримо выше всех.
Царь Филипп Македонский, чтобы от гордости не забыть о своем человеческом происхождении, ежедневно напоминал себе: «Помни, что ты человек!»
Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23: 12).
Есть много людей, которые кажутся важными только по имени. Когда вы видите их вблизи, они – ничто, они внушают уважение только издалека.
«Гордость подобна высокому согнившему дереву, у которого ломки все сучья; и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты» (преподобный Ефрем Сирин).
Погибели предшествует гордость, а падению – надменность (Притч. 16: 18).
Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою (Сир. 1: 30).
«Если диавол будет ловить тебя гордостью, вспомни, кто был он и откуда ниспал, а также и то, что есть человек? Лежа во гробе, издает запах хуже всякого животного» (святитель Амфилохий Иконийский).
«Гордость есть мать пороков, от которых и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым» (святитель Иоанн Златоуст).
«Не могу одолеть тебя…»
Однажды преподобный Макарий, набравши в пустыне финиковых ветвей для плетения корзин, возвращался в свою келью. На дороге встретил его диавол с серпом в руке и хотел им ударить его, но никак не мог. Тогда он сказал преподобному Макарию: «Макарий! Как много ты досаждаешь мне тем, что я никак не могу одолеть тебя! Что делаешь ты, то и я делаю, и еще больше, нежели ты. Ты постишься, а я никогда ничего не ем; ты бодрствуешь, а я никогда не сплю. Одно только есть в тебе, чем ты побеждаешь меня». «Что же это такое?» – спросил преподобный Макарий. «Смирение, – отвечал диавол, – вот против чего я устоять не могу».