Кто кем побежден тот тому и раб - стр. 23
Толкование: Секущий дрова есть человек, живущий в грехах, который вместо покаяния беспрестанно умножает оные. Черпающий воду есть тот, кто, хотя и много делает добра, но не оставляет грехов своих и потому не имеет части с избранными Божиими. А два человека, несущие бревно, суть те, которые добродетельны, но горды.
Трудитесь и молитесь
«Великое дело – труд, но он еще более освящается, если соединяется с молитвою. Как добродетель достигается при помощи Божией и усилии самого человека, так и хлеб, и все необходимое приобретается нашим трудом и благословением Божиим. Чрез молитву Сам Бог входит в сердце наше. Молитва делает душу нашу обителью небесной благодати. Как пчела летит на благовонные цветы, так Дух Святый нисходит на благоухание молитвы. Молитва дает мужество к труду и доставляет ему благословение Божие.
Какое бы звание Господь ни возложил на вас, какие бы обстоятельства ни окружали вас, молитесь для спасения души и трудитесь на пользу общую. Молитва и труд друг друга подкрепляют взаимно: молитва дает силы к несению труда, на который каждый человек родится, а труд доставляет уму и сердцу благоговейное спокойствие и глубокое внимание для часов молитвенных. Трудитесь и молитесь: работа даст вам земные, молитва – небесные дары…» (священник М. Менстров).
Непреложное Божие определение: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3: 19).
Цель нашей земной жизни
Пою Богу моему дондеже есмь (Пс. 103: 33).
Для чего жить, какая цель жизни – многие из нас задают себе этот вопрос и не находят себе ответа. Они скучают жизнию, называют ее бесцельною. Но это оттого, что такие люди живут только для себя и не приносят никакой пользы другим. «Кому, чем я буду приносить пользу?» – скажут они. Как чем? Каждый своим: богатый – богатством, здоровый – здоровьем, просвещенный – умом, знаниями своими, добрый – сердцем, сострадательный – добротою своею; все можем и все должны жить для блага и счастия других. И тогда жизнь не будет скучной и бесцельной.
Как согревает и светит солнце, так и мы должны согревать всех своей любовью, отирать слезы несчастным, облегчать тяготу жизни их, всем должны показывать путь к тому, как Богу угождать, как Царство Небесное приобретать. Одного только обратишь на добрый путь, и за то благодарение Господу, и тогда почувствуешь в сердце радость; одного утешишь в его горе, одному поможешь в его нужде, в его добром начинании, – и то хорошо, и то должно утешать и радовать нас. И чем бескорыстнее будет наше делание, тем лучше, тем выше оно будет в очах Божиих, тем большую исходатайствует нам от Господа награду. Не ищи только никто ни большого жалованья, ни больших доходов, а заботься больше и прежде всего о точном и строгом исполнении дела своего, обязанностей своих, – вот и польза от твоей жизни. И, поверьте, всем тогда будет около нас и приятно, и радостно. И сами Бога возблагодарим, и другие за нас будут Бога прославлять. А умрем – все пожалеют нас, поплачут и помолятся за душу нашу. Ничего не значит, что мы были малозаметные люди: не великие, но полезные.