Кто кем побежден тот тому и раб - стр. 21
Со сладостию я выслушал сии речи капитана и сказал ему: «Такой же пример видел и я. В нашем селе, на фабрике, один мастеровой был очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер, но, по несчастию, тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, проговаривал бы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», – тридцать три раза, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять и вскоре совершенно кинул пить. Да еще что же? Чрез три года ушел в монастырь». «А что выше, – спросил капитан, – Иисусова молитва или Евангелие?» «Все одно и тоже, – отвечал я, – что Евангелие, то и Иисусова молитва, ибо Божественное имя Иисуса Христа заключает в себе все евангельские истины. Св. отцы говорят, что Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия…»
О вреде табакокурения
В России в старину преследовали за курение табака. Например, при Иоанне Грозном строго наказывали нюхающих и курящих табак. При первых царях из дома Романовых было приказано воеводам смотреть, «чтобы посадские люди в карты не играли, поганого табачного зелья не жевали, в ноздри не пихали и не курили».
Говоря о вреде курения табака, следует упомянуть о нюхании табачного порошка. Нюхальщики утверждают, что табак будто бы освежает мозг и мысли, оберегает зрение, но все это – выдумки и самообман. Помимо нечистоты в носу от нюхания, он нередко вызывает воспаление носа (внутри), глотки и глаз.
Гнев
Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1: 19–20).
Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4: 26).
Сын мой! веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком (Сир. 3: 17).
Гнев из меня самого исходит
В древности жил человек очень раздражительный и гневливый, но после каждого раза своей несчастной вспышки сокрушавшийся о своем тяжелом характере. Он подумал: «Гневливость моя происходит от негодных людей; уйду я жить в лес, не буду там никого видеть, не услышу ничего дурного и тогда не на что будет сердиться». Так он и сделал. Отыскал в лесу местечко с родником, бившим из скалы, и приступил к устройству хижины. От работы он вспотел и, чтобы охладиться, подставил свой кувшин под струю родника. И вот от быстрого стремления воды кувшин перевернулся, и вода пролилась. Когда эта неудача повторилась еще два раза, то пустынник разгневался и со всего размаху ударил свой кувшин о камень. Последовало обычное за припадком гнева раскаяние, и пустынник при виде черепков кувшина сказал себе: «Какой я глупец! Я думал, что гнев в меня входит, а он из меня самого исходит. Ворочусь из пустыни к людям, чтобы они мне дали добрый совет и помолились об исправлении моего тяжелого характера!»