Кто кем побежден тот тому и раб - стр. 12
«Кто сознает в себе много добрых дел и не будет думать, что он последний из всех, тот не получит никакой пользы от всех своих добрых дел» (святитель Иоанн Златоуст).
«Необходимо отречься от души своей, т. е. искания славы и похвалы человеческой и земных преимуществ» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Иконы следует ставить выше
Некий инок имел у себя низко поставленные большие иконы под блестящими ризами в золоченых киотах. Во время молитвы он отражался в стеклах киотов, молился как бы на себя, тщеславился красотою икон, а может быть и собою. От близости икон к нам, в келейной обстановке, теряется должное благоговение к иконам. Поэтому их следует ставить выше.
Богобоязненному смирению вредит богатство украшения келейных икон. Истинные иноки и в этом любят соблюдать скромность: иконы их не имеют богатых риз и богатых киотов.
Благо тому, кто от близости святыни или благочестивых людей сам ревнует благочестию и святости; но не благо тому, кто от этого тщеславится.
Авва Пимен сказал: «Усильно домогающийся люб ви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6: 26)».
«Есть много людей, которые кажутся важными только по имени. Когда вы видите их вблизи, они – ничто, они внушают уважение только издалека».
«Горе тому человеку, у которого имя знаменитее дел его» (святитель Тихон Задонский).
Авва Виссарион говорил: «Когда ты живешь в мире и не имеешь борьбы, тогда еще более смиряйся, дабы не хвалиться радостью, приходящею отвне, и не подвергнуться искушению; ибо часто Бог, ради немощей наших, не попускает нам подвергаться искушениям, чтобы не погибли мы».
Один брат, живущий с другими братиями, спросил авву Виссариона: «Что мне делать?» Старец отвечал ему: «Молчи и не меряйся с другими».
Преподобный Пимен Великий
Преподобный Пимен подвизался в пустынном египетском скиту близ г. Диокла. Вместе с ним подвизались и два его брата. Св. Пимен так строго держался своих иноческих обетов, что когда к нему пришла мать навестить его с братьями, он отказался повидаться с нею. Только по настоятельному убеждению братии он согласился подойти к двери, за которою стояла его мать, и сказал ей: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас. Так мы надеемся на человеколюбие Божие, т. е. если ты откажешься теперь видеть нас в скиту, то увидишь в царстве славы». Мысль о величии подвига и вечном блаженстве детей так сильно повлияла на мать, что она решила оставить детей и больше никогда не беспокоить их своим желанием увидеть их.