Размер шрифта
-
+

Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов - стр. 1

© Кондрашов А. П., 2016

© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016

Предисловие

Классическая мифология, под которой обычно понимают свод мифов Древней Греции и Древнего Рима, – не только одна из важнейших основ европейской культуры, но и неотъемлемая и бесценная часть культуры всего человечества, наследие давно канувших в небытие поколений ныне живущим. Она стала источником вдохновения многих живописцев и скульпторов, музыкантов и мастеров слова, послужила основой бесчисленных шедевров литературы и искусства и даже вошла в различные языки мира, в том числе и русский, общеизвестными словами и выражениями: «одиссея», «ахиллесова пята», «ящик Пандоры» и другими.

Подобно истории, мифология наиболее полно проявляется в своих персонажах. Имена Афродиты, Зевса, Аполлона, Ахилла, Одиссея, Елены, Пенелопы, Эдипа, Энея, Ясона, Медеи и многих других богов и героев вызывают отклик в нашем мышлении, порождают различные ассоциации. Однако отклик звучит глухо, а ассоциации тусклы, если мы слишком мало знаем или забываем о судьбах и деяниях этих персонажей.

Цель настоящей книги – дать читателю систематизированную и достаточно полную (значительно более полную, чем в большинстве других популярных изданий) информацию об увлекательном мире греческих и римских богов и героев, их происхождении, тесном переплетении судеб, сложных и противоречивых характерах, героических подвигах и неблаговидных поступках. Следует, однако, отметить, что ни одна книга не может вместить сведения о всех без исключения персонажах греческой и римской мифологии и все версии мифов о них – ввиду необъятного количества оных (так, например, известно более девятисот версий мифа о любви Психеи и Эрота, а всевозможных мелких древнеримских богов насчитывается около миллиона; они рассеяны на обширном пространстве и разделены во времени целыми эпохами).

Приведенные в этой книге чудесные истории вполне заслужили, чтобы их пересказывали вновь и вновь в течение тысячелетий, они полны откровений о достоинствах и недостатках человека, о сильных и слабых его сторонах и об универсальных чертах его поведения в различных условиях. Не являясь исторической правдой, они несут в себе истину иного рода, влияние которой на греков и римлян, уделявших такое пристальное внимание своей мифологии, было не менее значительным, чем их реальная история, которой они всегда так гордились и гордятся.

Предназначенная для самого широкого круга интересующихся мифологией читателей, эта книга не содержит специальных терминов; чтобы не усложнять ее чтение, в тексте отсутствуют ссылки на источники (список использованной литературы помещен в конце книги). Все имена приведены в традиционной для современных русскоязычных изданий форме, однако в ряде случаев в названиях статей указаны другие наиболее распространенные разночтения, перечень которых приведен также в конце книги.

В заключение хотелось бы пожелать читателю следовать мудрому совету Иво Андрича: «Надо слушать легенды – следы вековых коллективных усилий – и с их помощью отгадывать, насколько возможно, смысл нашей судьбы».


АБА́НТ (Абас). В греческой мифологии:

1) Абант – сын Посейдона и нимфы Аретусы, по имени которого получило свое название воинственное племя абантов на Эвбее, отец Халкодонта;

2) Абант – царь Аргоса, сын Линкея и Гипермнестры, супруг Аглаи, отец близнецов Прета и Акрисия и, следовательно, дед Данаи и прадед Персея;

3) Абант – сын Мелампа;

4) Абант – старший сын элевсинского царя Келея и его жены Метаниры, который, увидев, как Деметра залпом выпила целый кувшин ячменного отвара, воскликнул: «О, как жадно ты пьешь!» – за что та, оскорбленная таким неуважением к старшим и непочтительностью к богам, превратила его в ящерицу. Аналогичную историю рассказывают об Аскалабе, сыне Мисмы.

АБДЕ́Р. В греческой мифологии Абдер – сын Гермеса, возлюбленный и оруженосец Геракла. Другие называют его сыном аргонавта Менетия и, таким образом, братом Патрокла, погибшего под Троей. Абдер неосторожно приблизился к кобылицам Диомеда, которых поручил ему охранять Геракл, и был растерзан ими. Геракл устроил пышные похороны своему любимцу, насыпал высокий холм на его могиле, а рядом с могилой основал город и назвал его Абдерой. Некоторые считают, что Абдер служил Диомеду. Подобно Нарциссу, Гиакинфу и Гиласу, Абдер сохранил красоту и после смерти.

Страница 1