Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сборник документов - стр. 80
5. Работа епархиального Преосвященного с местным уполномоченным по делам Православной Церкви.
Крымский уполномоченный проявляет мало благожелательности в отношении Церкви. Охотно закрывает церкви и неохотно содействует открытию новых. В Балаклаве народ усиленно ходатайствует об открытии храма, занятого под клуб, но уполномоченный ставит интересы клуба выше интересов христиан и не дает хода их ходатайству. Три раза мне приходилось жаловаться в Совет по делам Православной Церкви на действия уполномоченного. Однако всячески стараемся сохранить приличные отношения.
6. Общая характеристика церковно-приходской жизни в епархии. К концу 1948 года общее число приходских храмов – 55. За последнее пятилетие было открыто вновь 3 приходских храма и закрыто 5 храмов. Приходские храмы епархии находятся во всех районах области и городах, причем в некоторых местах по несколько храмов: в г. Симферополе – 4 храма, в г. Севастополе – 2 храма, в г. Ялте – 2 храма, в г. Феодосии – 3 храма, в г. Евпатории – 2 храма, в г. Керчи – 2 храма.
В городах церковная жизнь довольно быстро развивается и углубляется; особенно в Симферополе, где собор не вмещает молящихся, и много далеких от церкви людей обращается к Богу. По сравнению с 1947 годом общая валовая доходность кафедрального собора возросла на 4,8 %. Но в сельских местностях церковная жизнь едва теплится, и церкви почти пустуют. Основной причиной этого печального явления надо считать обязанность крестьян работать в воскресные и праздничные дни, но велики и успехи антирелигиозной пропаганды. Кроме того, низок средний уровень духовенства в отношении образованности, общей и богословской, и слабость и бледность их проповеди. В соответствии с весьма малой посещаемостью церквей их доходы и средства к жизни духовенства крайне низки, и Крымская епархия, по-видимому, одна из самых бедных. Огромный ущерб понесла крымская церковь вследствие выселения из Крыма греков и болгар, которые составляли главный контингент верующих и с большой заботой и любовью относились к Церкви и храмам. Их сменили переселенцы из центральных областей России, чувствующие себя в Крыму временными поселенцами, и в большинстве индифферентные к религии. Бедность крымского духовенства граничит с нищетой. Так, например, годовой заработок иеромонаха Климента в одном из сельских приходов составил лишь 1100 рублей.
В течение 1948 года совершено следующее количество требоисправлений: крещений 10394, браков 382 и погребений 1913. По сравнению с 1947 годом количество крещений возросло на 22,7 % (в 1947 году было 8472 крещений). Остальные требоисправления также имели рост по сравнению с 1947 годом. (В 1947 году по епархии было совершено: крещений 8472, браков 293 и погребений 1979.)